Двенадцатый день в Фанских горах: испытание перевалами и неожиданные трудности

26 июля.

Утро началось с идиллической картины, но обманчивого спокойствия.

Накануне Катя, наш руководитель, заверила, что сложные участки с веревками позади. Я, поверив ей, с облегчением избавился от своих изодранных перчаток, сжег их. Как же я поторопился расслабиться! Это решение оказалось поспешным — впереди нас ждало еще несколько перевалов, и руки снова были бы очень кстати.

Таня нашла то, что Визбор, кажется, оставил в «Фанате» — метафорическое сердце этих мест.

Меня до сих пор удивляет логика маршрута: в предпоследний активный день нам предстояло набрать 900 метров высоты и столько же спуститься. Казалось бы, к финишу темп должен быть щадящим, чтобы плавно вернуться к равнинной жизни. Но у нас была другая цель — выкроить целый свободный день для отдыха на берегу живописного озера Искандеркуль, а не таскать на себе рюкзаки.

Наш фотограф в своем естественном состоянии — в поисках идеального кадра.

С утра мы тронулись вверх, к перевалам Озерный и Дукдон. Сначала шли по сочной траве, а потом путь лег на огромный, просто исполинский склон. Мой рюкзак, к счастью, становился легче, но эту радость омрачали промокшие накануне ботинки. Высохнуть за ночь в росе они, конечно, не успели.

Чтобы хоть как-то защитить ноги от холода и дискомфорта, я прибег к старому туристскому трюку — обернул ступни обычными полиэтиленовыми пакетами прямо перед тем, как надеть обувь.

Вид на одно из озер, встретившихся на пути.

К 11 часам мы уже были на перевале Озерный. Я огляделся в поисках признаков категории 1Б, о которой читал, но не нашел — перевал оказался бескатегорийным.

Отсюда, с высоты, открывалась захватывающая дух панорама на массив Дукдон по другую сторону долины. Однако с нашей точки обзора не было понятно, как благополучно спуститься вниз. Путь казался непростым.

Величественный Дукдонский массив, вид с перевала.

Еще один взгляд на горное озеро.

Катя шла замыкающей. Спуск в долину почти на всем протяжении был крутым, а кое-где из-под травы и осыпей выступали скальные плиты. Единственным более-менее подходящим путем вниз казался уступ, сложенный конгломератом. Но чтобы выйти на него, нужно было сначала подняться метров на пятьдесят в сторону, что выглядело нерациональной тратой сил, когда основную часть подъема мы уже преодолели.

Начинается самый сложный участок спуска.

В итоге Катя приняла решение идти траверсом, в обход острых каменных гребней. Как показали дальнейшие события, эта идея была не из лучших.

Склон из конгломерата превратился в своеобразный «лифт» или, точнее, в коварный «псевдолифт» — он медленно, но верно сползал под ногами. Мы двигались скученно, что естественно в состоянии напряжения. Стабильной опоры не было: стоило Катя, шедшей впереди, остановиться, как ты замирал на месте, чувствуя, как ноги потихоньку проскальзывают вниз.

Я быстро сменил треккинговые палки на ледоруб — в такой ситуации это был уже не просто инструмент, а вопрос безопасности.

Обратите внимание: От эйфории к депресии: Неожиданное мнение подруги о жизни в Крыму.

В экстренном случае я предпочел бы иметь в руках что-то более надежное, чем палки, которые хороши для разгрузки коленей, но не для страховки на неустойчивом склоне.

Группа встала. Казалось, никто не падает (шанс благополучно съехать по осыпи был высок), но стоять было неудобно и тревожно. Меня также раздражала медлительность, с которой велась разведка пути, — я не мог помочь Кате, застряв в середине цепочки.

Руководство в раздумьях и группа в ожидании.

Ситуацию спас Глафирий, который предложил альтернативный вариант: пройти рыхлый участок по более твердым скальным выходам. Группа разделилась и двинулась по маршрутам, которые разведали лидер и его напарник. Отличная работа!

В это время начал накрапывать дождь. С одной стороны, он прибил пыль, поднятую нами на конгломерате, с другой — сделал камни мокрыми и скользкими, пытаясь ускорить наше «погружение» вниз.

На склоне видна та самая тропа, которую мы проложили по конгломерату.

Еще минут сорок напряженного спуска — и мы, наконец, внизу. Катя предложила пообедать тут же, как только найдем воду, а потом продолжить путь. Честно говоря, идти дальше мне совсем не хотелось. Катя говорила о трех запланированных переходах, но сейчас я с большим скепсисом относился к словам руководителя: ведь никто не предупредил об этом адском спуске с, казалось бы, рядового перевала.

Обед снова был холодным (опять без горячего супа?), и временами накрапывающий дождь порядком действовал на нервы. На самом ответственном участке маршрута солнце решило спрятаться! Просто возмутительно!

Перекус на привале. Слева направо: Стас, Сашечка, я, Женя.

Но к концу нашего приема пищи дождь прекратился, и даже выглянуло солнце. Катя пропустила меня вперед задавать темп, и я довольно быстро довел группу до подножия второго перевала.

Наша караван-сарай. Мой снимок для паспорта перевала Дукдон.

Наконец-то последний перевальный паспорт в этой поездке! Мы сняли записку от другой группы нашего турклуба, сделали традиционные фото и пошли по на удивление аккуратной тропинке к месту ночевки у кошары.

На этот раз Катя задала такой быстрый темп, что я едва поспевал за ней. Группа, видимо, тоже воодушевленная тем, что последнее серьезное препятствие осталось позади, не отставала, и мы всего за час вышли на прекрасную ровную пойму ручья Дукдон. После бесконечных скал и ледников спать на мягкой траве было невероятным удовольствием.

Идем по на редкость красивой и спокойной тропе. Больших наборов высоты в этом походе больше не предвидится.

За последние несколько дней состав обитателей моей палатки не менялся — со мной по-прежнему делили кров Аделия и Сашечка.

Они стойко прошли через два перевала...

...и я тоже.

[мин]ТуристыПутешествиеТуризмПоездкаПраздникФанские горы Таджикистан Азия Пеший туризмОтдыхОтдых на природеПалатка Горные походыДлинный столб

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: FUNтастический газлайтинг-2023. День 12. Неожиданное крещендо.