До 2025 года на Урале планируется масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры. Цель — создание уникального туристического маршрута, который пройдет по пути легендарной Уральской горнозаводской железной дороги — первой стальной магистрали региона, построенной еще в позапрошлом веке.
Для нужд местной промышленности
Маршрут соединит Екатеринбург и Пермь через Нижний Тагил и Чусовой. Первый рабочий состав прошел по этим путям в начале 1878 года. Интересно, что сама идея проекта, призванного решить серьезные транспортные проблемы местной промышленности, родилась гораздо раньше — еще в 1861 году. Однако в правительственных кругах возникли споры о выборе трассы и других деталях, что заставило отложить реализацию замысла.
© общественное достояние
К концу 1860-х годов было учреждено Горное железнодорожное общество, и инженеры приступили к разработке проектной документации. После тщательных изысканий был выбран оптимальный маршрут — через ключевые горные районы Среднего Урала. Эта линия также стала связующим звеном между водными системами Волги и Оби.
© Светлов Артем / CC BY 4.0
Главной задачей Уральской дороги было обеспечение потребностей горнодобывающей промышленности, в частности, снабжение заводов качественным и недорогим углем. Одновременно линия должна была обслуживать сибирский транзит, выходить к Каме в удобном для переправы месте (с учетом возможного продолжения пути) и соответствовать критериям наиболее экономичного строительства. Дорога состояла из основной магистрали от Перми через Кушву до Екатеринбурга протяженностью около 467 верст, ветки от Чусовой до Березняков на Каме (примерно 195 верст) и небольшой ветви к Луневским копям длиной около 7 верст. Общая протяженность составляла порядка 669 верст. (Исторический обзор развития железных дорог в России. - СПб, 1889. - Изд. II. — С. 183, 246)
Первая на Урале
Летом 1875 года под руководством талантливого инженера Виктора Федоровича Голубева началось масштабное строительство. Работы велись одновременно с двух концов, а участки будущей магистрали вводились в эксплуатацию поэтапно. В процессе было выполнено колоссальное количество работ: возведено около 650 искусственных сооружений, включая 316 мостов.
© общественное достояние (Азиатский вокзал Уральской горной железной дороги, 1880-е гг.)
1 октября 1878 года состоялось торжественное открытие Уральской горнозаводской железной дороги на всем ее протяжении — началось регулярное движение грузовых и пассажирских поездов. Путешествие между конечными станциями в те времена занимало около 20 часов. Уже в следующем году от станции Чусовская до Березников была проложена ветка, на которой построили один из первых в Европе тоннелей длиной примерно 130 метров.
Из частной в государственную
В целом, эта линия, ставшая первой общедоступной железной дорогой на Урале, сыграла огромную роль в развитии действующих и создании новых промышленных предприятий региона.
Обратите внимание: Форт №4 Императора Александра Благословленного проекта 1910 г. Владивостокской крепости.
Хотя не все ожидания, возложенные на нее, оправдались.
© общественное достояние (Дорожное управление, 1910 г.)
По первоначальному плану Общество должно было владеть дорогой 81 год, после чего объект безвозмездно переходил государству. Однако это произошло гораздо раньше. Дорога приносила своим владельцам ежегодные убытки, и в середине 1880-х годов, обремененная долгами, она была передана в казну. Примерно в то же время на бюджетные средства была построена линия Екатеринбург-Тюмень.
Вопрос о выкупе Уральской горнозаводской дороги государством возник именно из-за финансовой несостоятельности общества. В своем послании от 16 марта 1886 года министр путей сообщения предложил оказать Обществу государственную помощь для расчетов с кредиторами, а затем принять дорогу в казну... Предложение было принято, и дорога перешла под государственное управление... Затем, с 1 января 1888 года, Уральская Горнозаводская была объединена с казенной Екатеринбургско-Тюменской в единое управление под названием «Уральское», на основании высочайше утвержденного 7 декабря 1887 года заключения Департамента государственной экономии. (Железнодорожный. Исторический обзор развития железных дорог в России. - СПб, 1889. - Изд. II. - стр. 336)
© общественное достояние (Фрагмент карты Министерства путей сообщения Российской империи, 1916 г.)
В следующем десятилетии дорогу продлили из Екатеринбурга до Челябинска. В 1896 году УГЖД вошла в состав Великого Сибирского пути (Транссиба). А в 1909 году между Пермью и Екатеринбургом был проложен более короткий путь — через Кунгур.
По историческому маршруту
Сегодня бывшая УГЖД, не раз менявшая название, является частью Свердловской железной дороги. И совсем скоро у всех желающих появится уникальная возможность проехать по этому историческому маршруту и насладиться красотами уральской природы, такими же, какими их видели пассажиры более ста лет назад.
© А.Савин / WikiCommons (Старый вокзал Екатеринбург, 2019.)
В течение ближайших двух лет планируется модернизировать старинные станции и разработать специальную культурно-развлекательную программу для туристов. Инициаторы амбициозного проекта рассчитывают открыть новый туристический маршрут уже в 2025 году.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Открыть туристический маршрут инициаторы проекта рассчитывают в 2025 году.
