Как корабли преодолевают плотины ГЭС: шлюзы и судоподъемники

Любопытно наблюдать, как речные суда справляются с искусственными преградами на своем маршруте. Если мосты обычно не вызывают вопросов, то массивные плотины гидроэлектростанций, полностью перекрывающие русло, заставляют задуматься: как же корабли их преодолевают?

Особенно интригующим это становится, если учесть разницу в уровнях воды перед плотиной и после нее. Давайте разберемся, какие инженерные решения позволяют судам продолжать путь.

Поскольку ГЭС часто строят на крупных судоходных реках, инженерам пришлось разработать специальные сооружения, чтобы не прерывать водный транспорт. Существует два основных типа таких сооружений.

Шлюзовая система

Это классическое решение — специальная камера (или цепочка камер) с мощными воротами-затворами с обеих сторон.

Обратите внимание: На велосипеде через «Маленькую Литву» - Сейны и северные Сувалки. .

Судно заходит в камеру, ворота закрываются, и затем уровень воды внутри камеры либо поднимается, либо опускается, в зависимости от того, в каком направлении движется корабль. Таким образом судно «перемещается» с одного уровня реки на другой.

Преимущества шлюзов: относительно простая конструкция и невысокие эксплуатационные расходы.
Недостатки: низкая пропускная способность — за раз проходит ограниченное число судов, а сам процесс шлюзования занимает от 10 до 20 минут.

Судоподъемник (судовой лифт)

Это более современное и технологичное сооружение, представляющее собой целый комплекс механизмов, который буквально поднимает или опускает корабль, как лифт, на необходимую высоту.

Судоподъемники бывают двух основных типов:

  • С водяной камерой: судно помещается в огромный кессон, заполненный водой, который затем перемещается. Этот способ требует много энергии, но зато надежно защищает корпус корабля от повреждений.
  • С сухой платформой: судно выводится из воды и перемещается с помощью специальных опор или тележек. Этот метод быстрее, но сопряжен с риском повреждения корпуса, особенно для тяжелых судов.

Судоподъёмник на Эльблонгском канале

Красноярский судоподъемник.

Красноярский судоподъемник.

Красноярский судоподъемник.

Судоподъёмник сен-Луи Арзвиллер

Внутренние водные пути играют колоссальную роль в логистике и туристической отрасли, и их значение только растет. Сегодня наблюдается высокий спрос на строительство новых плотин, каналов и современных судоподъемников, в то время как традиционные шлюзы постепенно уступают им место из-за более низкой скорости работы.

Если вам было интересно, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые увлекательные материалы!

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Как корабли проходят через плотины ГЭС?.