Секретный флот у монастырских стен: как на Соловках готовили корабли для союзников

Это случилось летом 1966 года, сразу после того, как я перешёл в шестой класс. Наш классный руководитель Виктор Семёнович Шестаков — человек неиссякаемой энергии, страстный турист и знаток родного края — предложил нам, пацанам, отправиться в поход на Соловецкие острова. Идея нас сразу увлекла.

Медленное путешествие на «Мудъюге»

Группа собралась быстро, и вечером 8 июня мы отплыли из Архангельска на небольшом каботажном судне «Мудъюг». В те годы регулярное сообщение с Соловками и Онегой поддерживали три однотипных судёнышка: «Мудъюг», «Воронеж» и «Карелия». Их маршрут пролегал вдоль Летнего берега Белого моря, и у каждого прибрежного поселения они делали остановку на рейде, чтобы принять или высадить людей, погрузить или разгрузить товары. Из-за таких частых «заходов» наше путешествие к легендарным островам растянулось почти на двое суток — мы двигались черепашьим шагом.

Грузопассажирский пароход (теплоход) «Мудъюг» - ветеран беломорского каботажа

Первые открытия в море

Уже с первых часов плавания для нас, городских мальчишек, начались открытия. Например, нас поразили обширные ледовые поля, которые мы встречали в море даже в июне, хотя на суше уже вовсю бушевала зелень. По пути нам впервые довелось увидеть старинные рыбацкие сёла поморов: Пертоминск, Яреньгу, Лопшеньгу, Летний Наволок. Но самые сильные впечатления ждали впереди, в конце нашего морского пути.

Неожиданное соседство: монастырь и флот

О Соловецком монастыре мы, конечно, слышали на уроках, видели его изображения в книгах. В нашем воображении он рисовался как нечто древнее, тихое, патриархальное. Мы и представить не могли, что в таком историческом месте может размещаться военно-морская база.

База отстоя военных кораблей на Соловках. Фото сделано со стены монастыря

Встреча с подлодкой

Тихим вечером, на закате, когда «Мудъюг» уже заходил в бухту Благополучия, наш путь неожиданно пересекла подводная лодка, выходившая с Соловков! Она хорошо врезалась в память — это была дизель-электрическая субмарина очень распространённого в те годы проекта 613. Наши судоводители, как мне показалось, немного замешкались, уступая ей дорогу. Лодка прошла всего в 15-20 метрах от нашего правого борта и протяжно, словно ворча, «выругалась» на нас сиреной.

Обратите внимание: Поездил на Mitsubishi L200 2016 года. Лето-Зима. Впечатления странные, но в целом хорошие ???.

Стройные ряды у монастырской стены

Но это было только начало. Когда мы наконец пришвартовались к причалу в бухте Благополучия, нам открылась удивительная картина. Весь западный берег залива, тот самый, что тянется вдоль «парадного фасада» монастыря, был заставлен ровными рядами аккуратных боевых кораблей. Они стояли носами к древней стене, и со стороны посёлка мы отлично разглядели их кормовые орудия, тральные лебёдки, дымовые трубы, укрытые брезентом. Ни бортовых номеров, ни моряков на палубах не было видно — корабли молчали.

Корабли стояли даже в сухом доке, построенном ещё монахами

Снимок в памяти

Фотоаппараты у нас, юных туристов, конечно, были — без них какой поход? Но снимать военные корабли мы побоялись: могли и строго спросить за такое «хулиганство». Однако эта картина навсегда врезалась мне в память, отпечаталась в мельчайших деталях. Став взрослым и выбрав профессию историка флота, я смог восстановить в деталях то, что увидел, и определить типы кораблей, теснившихся тогда в бухте Благополучия и у монастырского сухого дока.

Сторожевик проекта 35

Состав «соловецкого флота» и его тайное назначение

Тот необычный «флот» состоял в основном из кораблей советского ВМФ послевоенной постройки: сторожевых кораблей проектов 35 и 159, морских тральщиков проекта 254, а также различных небольших судов вспомогательного флота — судов размагничивания, разъездных и водолазных ботов. Их истинное предназначение мне много лет спустя объяснили офицеры, когда я, уже работая по специальности, получил доступ в штабы воинских частей.

Морской минный тральщик проекта 254

Оказалось, что в 1960-е годы на Соловках базировался так называемый (по крайней мере, так его называли местные) дивизион отстоя. Туда Северный флот отправлял корабли, которые уже считались устаревшими, но ещё оставались на ходу и в хорошем техническом состоянии. Здесь их ремонтировали, приводили в порядок, а затем, согласно межправительственным соглашениям, передавали странам так называемого «третьего мира» — в основном арабским государствам и странам Юго-Восточной Азии.

Сторожевой корабль проекта 159

Возвращение на изменённые Соловки

В 1980-е годы я снова побывал на Соловках. Корабли дивизиона отстоя у монастырских стен уже исчезли. Но, судя по всему, военные моряки на архипелаге ещё оставались — в тот приезд мне довелось посетить местный лазарет, который был приписан к военно-морскому госпиталю Беломорской военно-морской базы в Северодвинске.

Главное же изменение бросалось в глаза сразу: купол собора на Соловках теперь венчал церковный крест, а не армейская пятиконечная звезда, как было в 1966-м.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.

#история флота #флот ссср #белое море #соловецкие острова #соловецкий монастырь #архангельская область #туризм в россии #север россии #арктика #история ссср

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Военный флот для дружественных стран третьего мира хранился под стенами Соловецкого монастыря.