Всем привет!
Интересно, сколько людей на самом деле понимают, для чего на борту танка или гусеничного вездехода закреплено бревно? А есть ли среди вас те, кому довелось применить его на практике?
В интернете ходит немало предположений о назначении этого предмета. Одна из популярных версий — что это дополнительный щит от вражеских снарядов. Однако это заблуждение: каким бы массивным ни было дерево, оно никак не может серьёзно повлиять на бронепробиваемость или повысить защищённость машины. Конечно, для экипажа, запертого в железной коробке и понимающего, что в любой момент может прилететь снаряд, а быстро покинуть технику не всегда возможно, любая дополнительная деталь, даже амулет из заячьей лапки, может казаться обнадёживающей.
Кстати, во время войны американцы на своих «Шерманах» практиковали нечто похожее — обвешивали танки деревянными экранами и мешками с песком. Как позже выяснилось, это практически не повышало живучесть машины. Немецкие 75-мм противотанковые орудия, не говоря уже о «Тиграх» и «Пантерах», с лёгкостью пробивали такую импровизированную защиту и поджигали танк. Все эти дополнительные элементы в основном помогали самим танкистам психологически справляться со стрессом и поддерживали боевой дух.
Примечательно, что брёвна возят с собой не только военные танки в условиях боевых действий, но и гражданские гусеничные вездеходы в мирное время.
Так в чём же истинное предназначение?
Ответ, как часто бывает, лежит на поверхности. Это своего рода шанцевый инструмент, вроде лопаты или лома.
Обратите внимание: Нашли останки командно-штабной машины Р-145БМ "Чайка" в заброшенной воинской части.
Основная задача бревна — помочь технике выбраться из грязи или болота.Как это работает? Всё довольно просто: бревно укладывается поперёк направления движения, цепью крепится к гусеницам, и за счёт этого вездеход или танк может самостоятельно вытянуть себя из грязевой ловушки.
Нашёл отличное видео, где наглядно показано, как с помощью бревна вездеход самостоятельно выбирается из болота:
Однако здесь есть важный нюанс: при таком манёвре есть риск «разуться». На гусеничной технике это означает, что гусеница слетает с катков. Вернуть её на место — задача трудоёмкая и отнимает много времени.
Мне самому довелось участвовать в «обувании» гусеницы на подобном вездеходе:
Вышло так, что наша машина увязла в снегу и застряла между двумя сугробами. Ни вперёд, ни назад сдвинуться не получалось. Решили использовать бревно для самовытаскивания, но в процессе гусеница соскочила. В итоге мы три часа орудовали лопатами, откапывая вездеход, и потом с огромным трудом надевали гусеницу обратно. Всё же выбрались. Представляете, какое это «удовольствие» — в мороз и метель кидать снег лопатой, когда с неба его сыпется не меньше, чем ты отбрасываешь?
Приходилось ли вам вытаскивать вездеход с помощью бревна?
Если материал был интересен, не пожалейте лайка и подписки!
Что я купил на Рождественской распродаже Aliexpress?Как получить максимальную скидку на Алиэкспресс?Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Зачем гусеничные вездеходы и танки возят с собой брёвна?.
