У моего деверя Димы и его жены Алины есть ребёнок и квартира в ипотеке. Сейчас Алина в декрете и не работает, так что денег в семье хватает лишь на самое необходимое. И вот, несмотря на это, они решили взять кредит и строить дачу.
А ведь дача у семьи уже есть! И ездить туда никто никому не запрещает. Шесть лет назад мои свёкры купили участок и задумали построить небольшой домик. Заглядывая вперёд, они предложили своим детям — моему мужу Олегу, его сестре Вере и брату Диме — добавить средств, чтобы возвести дом побольше, где у каждой семьи была бы своя комната.
Действующие лица этой истории
Олег — мой муж;
Вера — сестра Олега, моя золовка;
Дима — брат Олега и Веры;
Алина — жена Димы;
Свёкры — родители Олега, Веры и Димы.
Родители никого не принуждали, не выпрашивали деньги. Всё было строго добровольно: хочешь — участвуй, не хочешь — нет. Без обид, упрёков и, что важно, без каких-либо запретов на посещение будущей дачи.
Мой муж Олег и его сестра Вера решили помочь родителям деньгами, когда узнали, что те рассматривают вариант строительства в кредит. Им стало неловко от мысли, что родители будут влезать в долги, чтобы обеспечить всем детям место для отдыха.
А вот Дима, их брат, вскладчине участвовать не стал. Вернее, он-то был не против, но его жена Алина заняла категоричную позицию: детей у них тогда не было, к земле она не тяготела, ездить на дачу не планировали, а потому и денег давать не будут.
На собранные средства свёкры построили уютный трёхкомнатный домик с кухней. После завершения стройки свекровь сразу всё распределила: одна комната — для них со свёкром, вторая — для нас с Олегом, третья — для Веры и её семьи. Про Диму и Алину она даже не заикнулась, ведь они сами заявили, что на дачу ездить не собираются.
Юридически дом оформлен на родителей мужа. Но принципиальная свекровь всегда подчёркивает, что две комнаты принадлежат её детям и их семьям, и что она даже мебель там не переставляет — мол, не её, вот и не трогает. Я же придерживаюсь мнения, что дача целиком принадлежит свёкрам, а Вера считает, что просто ездит в гости к родителям.
Ключи от дачи получили Вера и Олег. Свёкры дали полную свободу: приезжайте когда хотите. Разумеется, никто не ездит с пустыми руками и всегда помогает по хозяйству и с огородом.
Из-за дачи никогда не было ссор или конфликтов. Наоборот, собираться там — одно удовольствие. Семья у Олега замечательная. И его мама, и сестра — прекрасные, душевные женщины. Мы с Верой даже стараемся планировать поездки так, чтобы обязательно встретиться там. Наши дети так сдружились, что поправляют, когда их называют двоюродными, утверждая, что они самые родные на свете.
Всё было идеально, пока не грянули перемены. Алина родила, Дима стал больше работать, особенно после того, как у жены закончились декретные выплаты. Возможно, Алине стало скучно, или, как я предполагаю, её что-то другое подтолкнуло к желанию влиться в нашу дачную жизнь. Тем более что их ребёнку уже пошёл третий год, самый сложный период позади.
Насколько я знаю, Алина позвонила свекрови и попросила разрешения приехать с ребёнком на дачу на выходные. В ответ услышала: «Спроси у Веры или Олега. Если их комнаты будут свободны — приезжайте. Если мы сами не поедем, я позвоню, отправишь Диму за ключами, остановитесь в нашей комнате». В принципе, ничего обидного в этих словах не было. Но Алину задело то, что ей нужно спрашивать разрешения у золовки или деверя.
Она никому не позвонила и не стала узнавать о планах. Алина решила по-своему: раз доступ к даче ей не дают (а просить у кого-то разрешения она не считает нужным), то у них с Димой будет своя. Похвальное стремление, если бы не пара нюансов. Во-первых, денег на покупку земли у них нет. Дима решил эту проблему, попросив у родителей отрезать им кусок от общего участка, на что свёкры в теории согласились. Во-вторых, хоть Дима и работает не покладая рук, ипотечные платежи слишком велики (Алине была нужна квартира в хорошем ЖК с дорогим ремонтом). Когда они оба работали, проблем не было, а сейчас — туго. Поэтому они охотно принимают финансовую помощь.
Планы строить вторую дачу на том же участке выглядят абсурдно. Особенно учитывая причину: Алину «не пустили» на старую дачу без разрешения. Хотя ей бы не отказали — и Вера, и мы с Олегом без проблем дали бы ключи. Стоило только позвонить.
Свекровь очень переживает. Она и так помогает Диме и Алине: деньгами, сидит с внуком, приносит продукты. А теперь ещё и этот кредит её гнетёт — она буквально места себе не находит, волнуясь, как они будут справляться. Она винит себя за то, что сказала Алине спрашивать разрешения у «владельцев» комнат. Думает, что если бы молча дала ключи и позволила Алине с ребёнком приезжать, всё было бы хорошо.
На мой взгляд, виновата сама Алина. Шесть лет назад у них с Димой были деньги, и добавить немного родителям не стало бы катастрофой для бюджета. А теперь Алина возмущается, забыв, как кричала, что эта дача ей «не упала» и ездить туда они не собираются.
Мне кажется, из чувства мнимой вины свекровь и уговорила свёкра выделить Диме часть участка, чтобы им хотя бы за землю не приходилось платить.
Еле-еле успокаиваю Веру: она всё порывается «сказать пару ласковых» Алине. И у неё есть на то моральное право: свёкры вышли на пенсию пару лет назад, и Олег с Верой им финансово помогают. Учитывая, что свекровь, в свою очередь, помогает Диме и Алине, выходит, что отчасти Вера спонсирует семью брата. Просто если бы не помощь золовки и моего мужа, у свекрови не было бы возможности давать деньги Диме и Алине на жизнь.
Как разрешить эту ситуацию без потерь? Не представляю. Уговорить свёкров не давать Диме участок? Но что помешает Алине найти дачу в другом месте и всё равно взять кредит? А с их-то нехваткой денег, они начнут тянуть ещё больше с родителей. Уговорить свекровь не помогать финансово? Она и слушать не станет — последнюю рубашку ради внука отдаст, ведь переживает она больше о ребёнке, чем о его родителях.
Сама Алина не понимает намёков на то, что её поведение выглядит наглым. И что делать? Не хочется лезть в эти разборки, но и спонсировать кредит Алины на дачу (они с Димой несколько месяцев обивали пороги банков, везде получали отказы, и наконец им одобрил кредит малоизвестный банк под грабительские проценты) нам с Верой совсем не улыбается.
