Москва, Гавайи и вид с балкона на Молчановке
Случайная находка портрета консула Хирата Томоо привела меня к удивительной истории японского художника Ямамото Канаэ. Он провел в Москве полгода — с июня по декабрь 1916 года — остановившись в квартире японского консула по адресу Б. Молчановка, дом 15, квартира 13. Квартира занимала последний этаж, и благодаря одной из его картин мы можем представить себе панораму, открывавшуюся с балкона: хорошо просматривается церковь Симеона Столпника. Дом, принадлежавший Владимиру Чижову, находился в Первой Арбатской части, между Собачьей площадкой и Поварской. К сожалению, из-за строительства Нового Арбата этот вид утрачен, и теперь мы можем увидеть его только на полотне японского мастера. К счастью, сам доходный дом и церковь сохранились.
Дом с гусями и японское консульство
Этот очаровательный дом в стиле модерн, украшенный русским фризом с гусями и кувшинками, был построен по проекту архитектора Семенова в 1903 году. Японское консульство разместилось здесь практически с момента открытия — в конце 1911 или начале 1912 года. Оно занимало квартиру №13 на последнем этаже. Консул жил прямо при консульстве, а трое его сотрудников снимали другие квартиры в этом же здании. Часы приема были с 10 до 12 и с 13 до 15. Имя художника Ямамото Канаэ (山本鼎) я обнаружила совершенно случайно, когда искала информацию о консуле Хирата Томоо — в результатах поиска мелькнул его портрет, написанный в Москве.
Путь из Окадзаки в Москву через Париж
Ямамото Канаэ родился в 1882 году в городе Окадзаки префектуры Айти в семье врача китайской медицины. В эпоху Мэйдзи, с её революционными переменами, отцу пришлось срочно осваивать западную медицину, и семья переехала в Токио. Именно там мальчик увлекся западной живописью и гравюрой. В 1912 году он сделал предложение сестре своего друга, Муцу Исии, но получил отказ из-за нестабильного финансового положения. Не в силах оставаться в Японии, он отправился учиться в Париж, где с большим успехом провел время вплоть до лета 1916 года. В июне он решил вернуться на родину через Москву по Великому Сибирскому пути.
Обратите внимание: Нашли останки командно-штабной машины Р-145БМ "Чайка" в заброшенной воинской части.
Из Франции он добрался до Англии, затем через Швецию и Петербург прибыл в Москву, где решил передохнуть, приняв любезное приглашение консула Хирата.
Московское гостеприимство и впечатления
Московское гостеприимство, видимо, передалось японскому консулу, и художник задержался в хлебосольном консульстве на целых шесть месяцев. Его водили по ресторанам — в «Метрополь» и «Яр», показывали Третьяковскую галерею и коллекцию Щукина, где он мог насладиться работами любимого Пюви де Шаванна. Но больше всего Ямамото запомнились посещение Кустарного музея в Москве и усадьбы «Ясная Поляна» Толстого, где он восхитился организацией народной школы. Вернувшись в Японию, он попытается создать нечто подобное у себя в городке Уэда префектуры Нагано.
Москва определила судьбу
Помимо консула Хирата, в Москве Ямамото подружился с двумя японскими студентами, изучавшими русский язык. На сестре одного из них он позже, по договоренности, женился в Японии. Таким образом, полугодовое пребывание в Москве оказало огромное влияние на художника и определило его дальнейшую жизнь: он женился и посвятил себя организации народного образования, вдохновляясь практикой народного творчества.
Наследие в Уэда
Сегодня в городе Уэда префектуры Нагано открыт дом-музей художника Ямамото Канаэ, являющийся филиалом муниципального музея. Особняк довольно большой — даже чуть больше здания школы в «Ясной Поляне». В нем выставлены как масляные работы художника, так и его знаменитые в Японии гравюры, включая произведения, созданные в Москве. Также представлены изделия декоративно-прикладного искусства и печатные материалы из России и Европы. Вернувшись в Уэда в 1916 году, Ямамото стал организатором движения народного искусства, а в 1922 году учредил в городе Научно-исследовательский институт изучения японского народного искусства. Это движение постепенно распространилось по всей стране.
Личное открытие
Для меня лично картины и гравюры Ямамото стали прекрасным открытием. Взгляните на этого Пьеро! Он совершенно русский по духу! При виде его сразу вспоминаются песни Вертинского, духи «Мицуко», абсент и вся эпоха декаданса... Поиграем в декаданс?
Автор: Светлана Хруцкая
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Японский художник, живший в Арбатской части в 1916 году.
