Мой первый велотур до Крыма: 1000 километров приключений, поломок и добрых людей

Сказ о том, как я до Крыма на велосипеде поехал

Мысль о велопутешествии в Крым появилась у меня ещё в 2017-2018 годах. Я дал себе слово, что обязательно осуществлю эту мечту, как только представится шанс.

Первым делом нужно было обзавестись подходящим железным конём.

После долгих поисков и советов от более опытных товарищей, я приобрёл на «Авито» подержанный Merida Matts TFS 100. Горный велосипед был в неплохом состоянии, но его навесное оборудование уже порядком поистрепалось.

Если коротко, это был 26-дюймовый маунтинбайк с алюминиевой рамой, эластомерной вилкой, трансмиссией 3x9 и гидравлическими тормозами. Не буду углубляться в технические детали — если кому-то интересно, спрашивайте в комментариях, отвечу лично.

К концу первого сезона, после любительских заездов по 30-40 км по Подмосковью, на моём велосипеде поменяли практически всё, кроме рамы, руля и колёсных ободов.

Именно после этого «апгрейда» я начал осваивать более серьёзные дистанции — от 50 километров и больше.

Так я постепенно пришёл к уверенности, что дорога до Крыма — это не фантастика, а вполне достижимая цель.

Окончательно меня «подстегнули» своими историями Влад Повеликин и Иван Ярочкин, которые отправились в велотур на Байкал. Я следил за их сторис в Instagram, как за сериалом, переживал и по-хорошему завидовал.

Поэтому сезон 2020 года я открыл уже в середине марта, проехав кольцо по московским набережным при температуре всего +1 градус.

Всего с марта по июль я накатал около 2000 километров.

Тут стоит сделать небольшое, но важное отступление и выразить огромную благодарность моей жене Вале. Она не просто поддержала мою, казалось бы, безумную авантюру, видя, как я горю этой идеей, но и сама настаивала на тренировках, отправляя меня «покататься на часок», что частенько затягивалось на полдня или даже больше.

И вот, 22 июля 2020 года, в день рождения моей тёщи, я в 4:40 утра уже крутил педали, удаляясь от родного дома.

Примерно через 50-60 км пути я заметил тревожный симптом — каретка начала похрустывать при нагрузке, особенно когда я давил на педали в подъём.

Видимо, я добил её за пару дней до старта, устроив 60-километровый кросс-кантри по полному бездорожью с полной загрузкой — по квадротрассам, грязи и бродам.

Ближайший веломастер оказался в городе Кимовск Тульской области, куда я и направился. Однако, взглянув на мою каретку (стандарт Hollowtech II), он лишь развёл руками со словами: «У нас тут на таких не ездят», и посоветовал сделать крюк в 80 км обратно до Тулы.

Порывшись в интернете и обзвонив несколько магазинов, я наконец нашёл нужную запчасть в Липецке.

Скрипя на хрустящей каретке, я двинулся дальше на юг.

К вечеру я добрался до симпатичного городка Епифань и начал подыскивать место для ночлега.

Сначала мне приглянулся берег Кимовского водохранилища, но забор и охранник с собаками решительно пресекли мои попытки там обосноваться!

Проехав ещё несколько километров, я выехал к реке Дон, которая в тех местах была настолько узкой, что её, казалось, можно было перепрыгнуть. Однако, побродив по берегу, я понял, что это не лучшее место для ночёвки.

Изучив карту, я заметил небольшой пруд и решил попытать счастья там.

Каково же было моё разочарование, когда он тоже оказался частной территорией с платной рыбалкой.

Увидев на противоположном берегу человека, я всё же решил подойти и спросить. На первую просьбу я получил вежливый, но твёрдый отказ и предложение поискать место за пределами его владений. Сделав пару шагов, я услышал вслед: «Ладно, оставайся со мной в вагончике, всё равно скучно одному».

Так я познакомился со Славой. Он не только пустил меня переночевать в свой вагончик, но и накормил ужином — только что пойманным карпом с картошкой, приготовленными на мангале! А дальше, как водится, завязалась... нет, не попойка, как можно было подумать, а долгая, душевная беседа за жизнь. Я даже не заметил, как провалился в сон.

Проснулся я в семь утра, выпил кофе, набрал родниковой воды и, попрощавшись со Славой, отправился в путь с надеждой поскорее добраться до Липецка. Там меня ждал не только веломастер, но и встреча с армейскими сослуживцами, которых я не видел целых 13 лет!

Въехав в Липецкую область, я наслаждался видами бескрайних полей, но вскоре начались затяжные подъёмы и спуски. На них каретка трещала уже так громко, что, наверное, было слышно за километр.

За второй день я добрался до города Данков, пополнил там запасы еды и заодно полюбовался старинными храмами и дореволюционными домами. Отъехав от города километров 15-20, я встал на ночлег в селе Романово на берегу Дона, который здесь уже был полноводной рекой — даже удалось искупаться. До Липецка оставалось 70 км, и я был полон решимости добраться до цели к обеду следующего дня.

Сам не знаю почему, но на следующее утро я проснулся совершенно разбитым. Долго раскачивался и смог выехать только в 9:00.

Доехав до музея «Куликово поле», я купил печенья, заварил чай, и это практически сразу вернуло мне хорошее настроение и мотивацию двигаться дальше.

А потом началось настоящее авиашоу! Курсанты Липецкого лётного училища отрабатывали фигуры высшего пилотажа. Порой самолёты пролетали так низко, что заглушали рёв проезжающих фур. Это было невероятное зрелище!

Наконец, к трём часам дня я добрался до веломастерской в Липецке. Там мне за 20 минут и 2000 рублей (привет, московские цены, по тебе я тогда совсем не скучал) поменяли каретку, и я наконец-то забыл об этом противном хрусте, как о страшном сне.

Вскоре подъехал мой сослуживец, и мы отправились гулять по проспектам Липецка, вспоминая весёлые и не очень моменты армейской службы. Вспоминали тех, кого уже нет с нами, и тех, кто, несмотря на расстояние и время, до сих пор поддерживает связь.

После дружеских посиделок, где было выпито немного спиртного, я смог выехать из Липецка только в час дня следующего дня, поставив себе цель добраться до Воронежа.

День выдался довольно скучным: однообразная трасса от Липецка до М4, пусть и с широкой обочиной, немного угнетала.

К этому добавилась моя собственная ошибка, о которой я потом долго жалел: я надел короткие шорты и так обгорел, что моим лучшим другом на ближайшие дни стал крем «Пантенол».

Проехав 7-8 км по трассе М4, я снова свернул в сторону. Заехав в село Конь-Колодезь, я перекусил на остановке в компании местного пса и начал искать место для ночлега.

В итоге я остановился в селе Хвощеватка и снова ночевал на берегу Дона, который здесь был уже широким, но всё ещё мелким. Это была первая ночь без палатки — просто на пенке в спальнике под открытым небом. Звёздное небо было потрясающим!

Памятник Прасковье Щеголевой в селе Семилуки

Уже в семь утра солнце выгнало меня из спальника. Быстро позавтракав и пополнив запасы воды из родника (спасибо местным рыбакам за подсказку), я отправился в путь.

До Воронежа оставалось 30 км. И вот тут началась самая интересная часть пути. Уже через 3 км меня ждал крутой 15-процентный подъём длиной метров 700. Дальше — только сложнее. Я пыхтел, сопел, но крутил педали! Проезжающие мимо водители подбадривали меня, моргая аварийкой и показывая большой палец вверх. Это невероятно придавало сил!

Обогнув Воронеж с запада, я выехал на Россошанскую трассу и уже в темноте добрался до города Острогожск, где заранее, ещё во время полдника, забронировал номер в местной гостинице через Booking. Я как следует поел, помылся и лёг спать, даже не подозревая, что на следующий день меня ждёт настоящее испытание на прочность — бесконечные подъёмы длиной по несколько километров.

И вот, в бодром настроении, плотно позавтракав, я стартанул с твёрдым намерением доехать до Россоши. И уже через 2-3 км я так же бодро шёл в гору пешком, обгоняя гружёный Камаз-зерновоз, который смог догнать меня только минут через 15, когда подъём закончился. Дальше пошли «качели»: 1-2 км вниз, разгоняясь до 50-60 км/ч, а потом столько же — пешком в гору, потому что средний уклон составлял 15-20%. Стоит отметить, что мой велосипед со всем снаряжением весил примерно 35-40 кг, а ноги нещадно горели после той ошибки со шортами.

На одном из таких подъёмов рядом со мной остановилась «Газель». Водитель по-доброму, но настойчиво сказал: «Давай закидывай велик и поехали». Мой спаситель, Андрей, оказался опытным велосипедистом. Он выразил мне уважение за то, что я вообще отважился на такое расстояние на загруженном маунтинбайке, да ещё и впервые.

Сам он из Белгородской области и объездил на шоссейнике весь юг России. Он рассказал, что впереди меня ждут ещё больше 200 таких холмов на протяжении 240+ км, и чтобы не убить на них пару дней, посоветовал сесть на электричку от Россоши до Кантемировки, потом доехать до новой станции Кутейниково, а оттуда — прямым поездом до Ростова-на-Дону. Он подвез меня всего 30-40 км, мы поболтали на обочине и по-дружески разъехались.

Моя жена с дочкой как раз выехали из Москвы мне навстречу. Посовещавшись, мы решили последовать совету Андрея и встретиться у нашей подруги в Белой Калитве.

В итоге к семи вечера я был на вокзале в Россоши. До электрички оставалось ещё 1 час 40 минут. Я заранее купил билет и пошёл пробовать местную шаурму, которая оказалась на удивление вкусной. Потом был полный разбор велосипеда, прогноз через рентген, обратная сборка и посадка в электричку, которая в 22:45 привезла меня в Кантемировку.

Отъехав от посёлка 3-4 км, я просто свернул в поле, расстелил пенку, залез в спальник и провалился в сон.

В 5:45 меня разбудил голос прямо над головой: «Эй, братан, ты там живой?». Открыв глаза, я увидел в пяти метрах штук шесть собак и пастуха со стадом коров. Оказалось, я улёгся прямо на коровьей тропе, хорошо, что не на «лепёшке».

Пожелав друг другу доброго утра и перекинувшись парой слов, пока я быстро собирался, мы разошлись. До станции Кутейниково было всего 83 км, и я нацелился успеть на дневную электричку, потому что ждать следующей до двух ночи совсем не хотелось. Проехав около 10 км, я въехал в хутор, где асфальт внезапно закончился, но навигатор упорно вёл меня дальше, в поле. Спросив у местного деда, как доехать до Кутейниково, я услышал логичный ответ: «Вон поле видишь?

Обратите внимание: Автопутешествие в Сергиев Посад запомнилась жаренной картошкой с грибами.

Вот по нему прямо до железной дороги, потом налево и вдоль неё».

И начался настоящий кросс-кантри заезд! К счастью, стояла жара, а не дождь, потому что воронежский чернозём — штука коварная. 35+ км по полю подсолнухов, и вот она — заветная железнодорожная ветка. Но дальше начался ад: мне пришлось ехать по технической дороге вдоль путей! По этой насыпи из щебня размером с кулак комфортно ехать, наверное, только Камазам 6x6. Мне же постоянно приходилось спешиваться из-за колючек и репейника. Наконец, я заехал на территорию, которую можно было назвать разве что «полевым вокзалом». Как оказалось, я зашёл не с того входа, о чём мне тут же сообщили сотрудники службы безопасности, прибежавшие ко мне с другого конца станции. Дальше начался цирк. Сначала меня заставили тащить велосипед на мост и обратно, потому что переходить пути напрямую нельзя. Потом попросили выйти и зайти «как положено» с нужного входа. Там меня ждали четыре ухмыляющихся охранника, которые с явным удовольствием досмотрели меня по полной программе, не полезли разве что в трусы. Мне пришлось прогнать через рентген-аппарат абсолютно все вещи. Один даже хотел заставить снять колёса с велосипеда и прогнать его через сканер, но был остановлен коллегами, потому что я настойчиво объяснил, что хочу успеть на приближающуюся электричку.

В итоге они докопались до мультитула «Лезерман», перцового баллончика и пачки батареек в картонной коробке, которые на рентгене были (чёрт побери!) очень похожи на запалы от гранат. Давно я так не смеялся. Я общался с ними максимально культурно и с шутками, что, наверное, и помогло: баллончик отдали, батарейки пощупали и отпустили. Напоследок я по-доброму заметил, что меня даже в армии так не «дрочили», на что получил в ответ одно слово: «Служба», которое в моей голове прозвучало как «Скучно».

Так, приехав за полтора часа до отправления, я еле успел закинуть велосипед в вагон новенькой электрички, как двери закрылись и мы тронулись.

Тут будет небольшое отступление: садясь в поезд, я уже знал, что поеду сразу до Ростова, потому что передумал встречаться с женой в Белой Калитве. На встрече они бы уговорили меня завершить поездку, а я чувствовал, что хочу продолжать.

Возвращаемся в электричку. До Ростова впереди было долгих 7 часов, так как поезд не разгонялся быстрее 40 км/ч, петляя по Ростовской области и собирая пассажиров.

В Ростов я прибыл в 10 вечера и сразу поехал в отличный хостел на Большой Садовой, 99. Короткий разговор с администратором, и далее по плану: душ, шаурма, сон.

Уже в 8 утра я катался по Ростову-на-Дону — обожаю этот город и всем его рекомендую. Немного покружив, я выехал на мост через Дон и отправился в сторону Азова.

После суровых подъёмов перед Ростовом я наконец выдохнул: впереди была широченная обочина и практически плоский рельеф, по которому я мчал со скоростью 25-30 км/ч. В итоге я уже обедал на берегу Таганрогского залива (Азовского моря) в компании ребят из Сургута, которые тоже ехали в Крым, но на машине. Они уговорили меня на рюмочку сургутской настойки, после которой я выдал ещё 70+ км до места ночёвки.

Такого количества зайцев я не видел никогда в жизни: через каждые 700-800 метров на обочине сидел ушастый, лишь для вида убегая в поле при моём приближении.

Доехав до запланированного места ночлега, я жестоко обломался: там шёл активный ремонт дороги и моста, поэтому пришлось проехать ещё около 10 км, чтобы просто найти съезд. Проехав по полю метров 300, я прислонил велосипед к столбу и улёгся рядом на пенке в спальнике.

Проснувшись утром, я обнаружил, что ночевал в зарослях того самого растения, при виде которого возникла мысль сварить по рецепту из песни группы «Каста» тот самый... «...есть напиток — способ приготовления несложный...» (с). Но здравый смысл и солнце, которое уже в 6:30 припекало нещадно, отмели эту авантюрную затею.

Этот день стал решающим в моём путешествии. Ехать я смог только до 11 утра, выпив за это время около 6-7 литров воды, потому что на солнце было уже за 40 градусов. В итоге я нашёл симпатичную лесополосу и встал там на днёвку, пережидая жару примерно до 17 часов. Потом я решился на авантюру: нашёл в кустах картонку, поджёг небольшую палочку и вывел на ней угольком слово «КРЫМ». Уже через 30 минут, простояв на обочине, я ехал на «Газели», весело болтая с водителем о своих приключениях. Мужичок оказался в возрасте, но тоже любил велосипеды, сказал, что сам проезжал максимум 70+ км за раз. Он подвез меня около 50 км до Каневской, а я потом покрутил педали до Брюховецкой, пока он отправился на загрузку.

Несмотря на то что было уже 6-7 вечера и солнце клонилось к закату, жара ещё не спала. Я снова остановился в тени лесополосы, решив устроить лёгкий полдник. Пока готовил, рядом остановился парень, спросил, откуда и куда я еду, предложил воды и денег, но я вежливо отказался. Немного поболтав, он пожелал удачи и уехал, а я закончил трапезу и уже в полной темноте добрался до Брюховецкой. Завалился спать прямо в кустах на обочине, пришлось окружить себя репеллентами от комаров — уж очень они хотели меня сожрать. Залезть в спальник с головой не позволяла всё та же духота. Да-да, даже ночью было очень жарко.

Проснулся я с первыми лучами солнца и был настроен проехать как можно больше до наступления полуденной жары. К 10 утра я преодолел всего 25-30 км, потому что встречный порывистый ветер и нарастающий зной не давали разогнаться больше 10-12 км/ч даже с горок, хотя Краснодарский край по сути довольно плоский.

В этот момент мне позвонила жена, которая выехала на 9 дней позже меня, и сказала, что до меня им ехать примерно 2 часа. Перекусив у местного магазина «Пятёрочка» и немного поболтав с местным дедом на извечную тему «до чего страну довели», я поехал дальше, несмотря на уже приличную жару. Каково же было моё удивление, когда, стоя на кольце перед Тимашевским переездом, рядом со мной остановился тот самый грузовичок, водитель которого подвозил меня днём ранее. Немного поболтав, мы разъехались в разные стороны: я — на Крым, он — на Краснодар.

Проехав немного за Тимашевск, я решил свернуть с дороги, чтобы пообедать и дождаться жену. Честно, у меня были мысли скинуть ей в машину часть снаряги и поехать дальше налегке. Но, подъезжая к лесополосе, я услышал предательское «пшшшш». Проклятая акация, которая там растёт повсюду, сделала своё дело: на переднем колесе — 4 прокола, на заднем — 2. Весь мой боевой запал окончательно угас.

Дождавшись жену с дочкой, я разобрал велосипед, закинул его в машину, и дальше путь продолжили уже на четырёх колёсах. До Крымского моста мне оставалось проехать примерно 220 км.

Но я ни капли не расстроился. Ведь это был мой первый подобный опыт, практически без специальной подготовки. К тому же я твёрдо решил повторить этот маршрут в более благоприятное время года и на другом велосипеде. Можно сколько угодно писать про путешествия на 26-дюймовых маунтинбайках, но лично я для себя понял, что это снаряд для походов выходного дня на 2-3 дня в соседнюю область, а не для тура на 1700+ км. Плюс я немного переборщил со снарягой и тащил с собой лишних 5-7 кг наверняка. Хотя, если бы шли дожди, я бы так не думал.

Итоги путешествия

ИТОГ: за 10 дней пройдено 1460 км, из них на велосипеде — 1010 км.

Потрачено примерно 7-8 тысяч рублей, из которых 2000 — это каретка и 2500 — ночёвки в гостиницах, остальное — еда и вода.

Я искренне верю и надеюсь, что повторю этот трип в следующем году, а там, глядишь, и кругосветка не за горами.

Всем, кто поддерживал меня морально, — огромная благодарность.

Также хочу выразить благодарность Алексею Бажову за лёгкий и очень крутой багажник, сделанный персонально для моего велосипеда. Ну и, конечно, RACKBAG за отличные сумки для него.

Всем, кто сомневался, тоже хочу сказать спасибо — порой ваш негатив был дополнительной мотивацией ехать дальше, несмотря на хрустящую каретку, сгоревшие ноги и дикую жару. Как правильно подметили многие: «Зато будет что внукам рассказать».

А пока начинаю копить на следующий тур в Крым, ведь теперь доехать — уже дело принципа.

Всем удачи. До новых встреч.

Небольшая подборка фото и сторис из путешествия доступна тут.

Трек моего путешествия доступен по ссылке: https://nakarte.me/#m=6/50.13466/39.19922&l=O&nktl=SCXCCbE6NbVMHff7CE0DoQ

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Мое первое большое велопутешествие.