На велосипеде через «Маленькую Литву» - Сейны и северные Сувалки.

В нашем блоге нет недостатка в сообщениях из Подляского воеводства, и это неудивительно, ведь это очень красивый регион. Однако есть один важный фрагмент этого региона, о котором мы еще не писали. Самое время отправиться в путешествие по северо-восточной части Польши - Сейнскому региону. В отчетах о поездках эта область определенно не указывается - на наш взгляд, это совершенно неверно. Помимо красивых видов, атмосфера польско-литовской границы придала поездке интересную культурную особенность. Приглашаем вас в путешествие по Маленькой Литве!

По направлению к литовской границе - направление: Сейны

Сувалки. До сих пор для нас это был определенно транзитный город, и мы подошли к нему без особых эмоций. Такая отправная точка или финиш, с удобным железнодорожным сообщением. По случаю поездки вс

Начало путешествия по региону Сейны (к которому мы относимся несколько условно в контексте этого маршрута) также состоялось в Сувалках, откуда мы отправились в сторону национального парка Вигры. Мы прошли этот участок в третий раз - он проходит по элегантной велосипедной дорожке, которая является частью велосипедного маршрута GreenVelo. К счастью, широкая велосипедная дорожка не заканчивается поворотом Green Velo к озеру Вигры, а ведет дальше к Сейнам. Это очень хорошая новость для велосипедистов, так как дорога № 653 ведет к польско-литовской границе, что делает ее загруженной и опасной. Из-за близости дороги это может быть не самый приятный из всех маршрутов, но велосипедист чувствует себя на этом участке в полной безопасности и может добраться до Сейнов в рамках однодневной поездки из Сувалок или Вигров.

Однако, чтобы разнообразить путешествие, мы повернули на север между городами Тартак и Рилувка, предпочтя удобство асфальтовой велосипедной дорожки поле, проселочные дороги. Но но. Если кто-то спешит в Сейны, сообщаем, что на всем протяжении трассы Сувалки-Сейны проходит отдельная велосипедная полоса, вы также можете пройти этот участок в пробном режиме.

Гора четок - а может железо?

Пока мы никуда не торопились, и когда увидели первые лужи, бродящих по траве аистов и очаровательную землянку на перекрестке - мы поняли, что это хорошее решение. В конце концов, это то, для чего мы сюда пришли, верно? Мы бродили по этим грунтовым дорогам, однажды наслаждаясь видами, а в другой раз проклиная песчаные подъездные пути, пока не проехали на педали к интересной точке - Горе Розария. Его название напрямую отсылает к легенде о мальчике-пастухе, который вытащил четки из земли, ранее потерянных там одним из камальдолских монахов из Вигры во время небольшой битвы с дьяволом :). Это, конечно, неподтвержденная история, причем в числе подтвержденных: здесь были обнаружены следы поселений железного века, обнаруженные археологами при раскопках.

На вершине холма есть несколько крестов, но наше внимание привлекла неприметная деревянная часовня - позже мы увидели их больше, поэтому держим пари, что все они сделаны резцом одного и того же местного художника.

Мы сели на бирюзовую деревянную скамейку, достали из корзин свежую чернику, купленную в пекарне Сувалки, и осмотрели горизонт, постепенно влюбляясь в зеленый пейзаж у наших ног. Мы даже не знали, что лучшие виды еще впереди ... Этот очень романтичный момент был прерван первыми предупреждающими дождевыми каплями - к сожалению, из этой неторопливой поездки нам пришлось переключиться на более быстрые режимы.

Итак, мы добрались до Розбойницы, а оттуда упали в сторону дороги Сувалки - Сейна. Хотя нас и соблазнил треугольный маршрут через Жлобин, мы решили взять «копье» в Сейны. Конечно, под предлогом тестирования велодорожки;).

Сейны - предприимчивые доминиканцы и восстание в Сейнах

В Сейнах мы совершили небольшую прогулку по важнейшим местам города, основанного в 16 веке. В 17 веке сюда переехали доминиканцы, которые начали строительство церкви и монастырского комплекса. Монахи получали от королей различные дары и привилегии, которые позволяли им организовывать ярмарки и индульгенции. Расположенный на торговой дороге, город стал важным центром в этом районе.

Предприимчивые доминиканцы не постеснялись даже привозить евреев в Сейны и строить для них синагогу - просто чтобы оживить экономику города. Видимо, им двигало желание посоревноваться с соседним центром - Краснополем :). Во время разделов пруссаки ликвидировали доминиканский порядок, но важность Сейны как резиденции административных и церковных властей росла, и только строительство железной дороги, проходящей через Сувалки и в обход Сейни, замедлило развитие города.

На рубеже XIX и XX веков они также играли важную культурную роль для литовцев. Когда Польша и Литва восстановили независимость, территория Сейнского региона стала ареной Сейнского восстания , а затем долгих переговоров - во время этих событий Сейны переходили из рук в руки 11 раз ...

По размерам и атмосфере Сейны можно сравнить с другими городами Подлясья, Тыкоцином и Супраслем, хотя в нашем рейтинге они определенно находятся на третьем месте. Здесь преобладают застройки городка с несколькими ценными и историческими постройками. На месте обязательно стоит посетить Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии с чудотворной статуей Сейнской Богоматери и постдоминиканский монастырь. Мы также с любопытством посмотрели на Белую синагогу и стоящий перед ней Дом Талмуда. Сегодня это в основном концертное и культурное пространство, где проводятся мероприятия, чтобы сблизить польских и литовских соседей - к сожалению, во время пандемии оно было закрыто.

Именно в Сейнах у нас появилась первая возможность попробовать настоящую литовскую кухню, которую подают в трактире «Дом Литевски». Это заведение вместе с прилегающим к нему центром размещения принадлежит литовцам, поэтому мы считаем, что подаваемые нам деликатесы были литовскими «книжными» :). Ели холодный суп, картачами, литовские блины и одно из немногих вегетарианских блюд в меню - чечевицу. Мы запили все это литовским квасом, потому что если вы хотите погрузиться в местные ароматы, то он полный!

Краснобруда - с посещением имения Чеслава Милоша

На следующий день мы двинулись на север, нацелившись на польско-литовскую границу. День обещал быть прекрасным, и полнота июльского лета дала бодрый толчок. Потому что кто не почувствовал бы возбуждения, осторожно пересекая холмистые участки, позолоченные спелыми зернами и перемежающиеся с голубой гладью озер? Мы чувствовали, что попали в самый прекрасный момент июля - когда природа полна жизни, зрелая, жаждущая солнца, но еще не высохшая от летней жары. Ярко-красные маки, цветочные луга, усеянные видами, которые мы даже не можем распознать, стройные, но все же зеленые, круглые яблоки и задумчивый аромат цветов липы. Почувствуйте себя этим летом еще больше на велосипеде!

Первой нашей остановкой (помимо множества, продиктованных желанием запечатлеть красивые пейзажи) была усадьба Милош в Краснобруде. Если быть точным, дом принадлежал тётушкам поэта, и Чеслав Милош приезжал на его летние курорты, чтобы «покормить дядю».

К сожалению, особняк был недоступен для осмотра достопримечательностей - правила осмотра внутреннего убранства очень странные и запутанные, вероятно, вне зависимости от эпидемиологической ситуации, поэтому, если вы хотите увидеть изнутри, обязательно загляните на сайт этого места.

Однако это не помешало нам бродить по территории - особенно нам понравились глиняные скульптуры в виде книжек со стихами Милоша на разных языках. Такой заросший сад рядом с атмосферной усадьбой на берегу озера пробуждает в человеке поэзию :). Обратите внимание на надпись над порогом: «Горе тому, кто отправляется и не возвращается» - путешественники, запомните это! Неудивительно, что местный пейзаж - теперь изрезанный границей, но во времена юности Милоша, составляющий единое целое - лауреат Нобелевской премии не раз восхищался своими работами, например, в «Долине Иссы».

Хотели бы посидеть на пороге, но время было на исходе. Наша тропа вела на север, вдоль озера Галадуш, практически до самой границы. Следующие километры прошли без особых «достопримечательностей» - кроме пейзажных, конечно. А так как виды на Сейнский район действительно восхитительны, мы не беспокоились, что легко сможем крутить педали вперед. По дороге нам даже удалось поймать дикий пляж, где мы пошли ногами и пообедали. Кстати, озеро Галадуш - самое длинное озеро в Сейнском районе, его длина составляет 10 километров и естественная граница с Литвой. По дороге ехали по трассе R65, разметка которой, правда, давно потускнела - такая призрачная трасса ...

В самом центре «Маленькой Литвы»

Эти районы известны как «Маленькая Литва». Неудивительно, что здесь есть двуязычные анонсы, сайты офисов или фестивали приграничных культур. В частности, область между Пунском и Сейнами является сутью взаимопроникновения польской и литовской культур - с отголосками Ячвежи то тут, то там.

Цитируя классика, вы можете спросить себя: «Откуда литовцы?» Собственно ... из ниоткуда - они дома. Чеслав Милош называл ятвягов «европейскими индейцами» - с ними обращались как с дикарями и язычниками, отсталыми и, как следствие, изгнанными со своих земель.

Обратите внимание: Древнее поселение Степное: северные ворота в "Страну городов".

Когда ятвяги покинули эти районы, природа восстановила свои права, и район Сейн был покрыт густыми лесами. В 15 веке в них стали проникать литовские поселенцы, а с юга - польские поселенцы из Мазовии.

В какой-то момент эти группы встретились и сожительствовали на этих территориях - и «великая история» создавала и перемещала национальные границы снова и снова. По данным последней переписи, численность литовцев в этом районе оценивается примерно в 8000 человек. Конечно, к этому следует добавить любые семьи со смешанной или двойной идентичностью.

В особенности за Сейнами, он становился все более и более литовским, и чем дальше на север, тем отчетливее становились эти следы. Сначала мы изредка проезжали часовню с надписью на литовском языке, и чем дальше на север мы шли, тем больше становилось. Интересны и характерные вершины литовских придорожных крестов - якобы со ссылкой на культ бога Перуна. Названия мест также отличались необычным звучанием - Бурбиски, Таурошишки или Тракишки. Вероятно, это остатки ятвянских названий этих поселений.

На высоте Борисовки мы были всего в нескольких сотнях метров от погранперехода, но свернули вглубь своей страны. Здесь тоже мы заметили первые двуязычные доски с названиями мест. Не пропустите Тракишек - это место, где поезд идет дальше всего (от Белостока), поэтому вы можете немного сократить маршрут, если у вас мало времени. Тем более, что это просто симпатичный вокзал с декоративной резьбой, так что здесь есть на что обратить внимание.

Пуньск - отведайте литовские деликатесы

Чтобы в полной мере ощутить атмосферу Литвы, мы выбрали курс на Пуньск, где остановились на Литовской ферме. Это небольшой комплекс с музеем под открытым небом и трактиром. Там вас не ждет много экскурсий, но если вы хотите хоть раз слезть с седла, почему бы не остановиться :). Мальвы в деревянных окнах - всегда приятное зрелище. Вы также можете поесть на месте, но мы выбрали другое место ближе к центру - литовский ресторан «Ruta» - с большим садом и видом на озеро.

Мы идеально подошли к блюду , потому что с первыми столовыми ложками литовского холодного супа он разваливался навсегда, поэтому мы могли насладиться киской, сенкачем и сороконожкой - интересным десертом из тонких слоев дрожжевого теста, прослоенного маслом и , например, маковая начинка. Тесто нежно расслаивается во рту. По словам официантки, некоторые хозяйки добивались такого эффекта, раскатывая слои теста на подушках ...

Да, стоит упомянуть, что в Пунске есть еще один этнографический музей - Старая Плебания. К сожалению, для нас он был закрыт.

Как только мы закончили есть, погода явно улучшилась, поэтому, не теряя времени, мы двинулись дальше на север. Несуществующий призрачный маршрут вел нас через совершенно безлюдные районы, заставляя нас чувствовать себя виноватыми каждый раз, когда мы отпугивали стаи аистов, удивленные присутствием человека и отвлекающие от однообразных жевательных коров. За весь день на маршруте мы проезжали только одну группу велосипедистов, поэтому у нас действительно было ощущение, что мы знакомимся с настоящим «диким востоком».

Рутка - Лесопилка - По Сказочной тропе

У нас была небольшая остановка в Рутка-Тартаке, через которую проходит Сувальская сказочная тропа. Место отдыха и лесная площадка с фигурками животных, обитающих в этих регионах, были организованы у местной реки Шешупа (по остальным можно перемещаться на каноэ).

Это была последняя остановка на нашем маршруте, где мы могли запастись чем-нибудь поесть или выпить - нас ждали только поля и луга, покрытые летними цветами. Интересно, что в средние века здесь должно было быть много поселений ятвягов, а сегодня он практически необитаем.

В деревне Масуткиние мы нашли следы прусских евангелистов , поселившихся здесь в середине девятнадцатого века. Евангелическое кладбище, скрытое в чаще, напоминает об их прошлом. И только когда мы поймали велосипедную дорожку через Судавские горы, мы поняли, что это был знак приближения к Wiżajny - нашей цели на этот вечер. Любопытный здесь факт - название «Судавские» происходит от слова «Судави», альтернативного термина для ятвягов. Подробнее об этом народе и средневековом Ячвене мы напишем в тексте о Сувальском ландшафтном парке.

Вижайны - сырная столица Сувалок и польский полюс холода.

Wiżajny - небольшой городок, живописно расположенный на берегу одноименного озера. Нас по-настоящему очаровало это место - тихая, спокойная набережная, без лишних построек и десятков курортов. На озере одиночные весла, небольшая общественная купальня и кристально чистая вода. Мысль о том, что мы сможем погрузиться в это, вскоре побудила нас крутить педали ...

Wiżajny и окрестности также славятся своими восхитительными местными сырами - в конце концов, такое количество коров, встречающихся на маршруте, не должно вызывать особого удивления ... Кроме того, их можно купить на месте, прямо у фермеров, и они действительно дешевы. Как раз к пикнику на берегу озера, в столице сыров Сувалки!

Судя по всему, название места можно объединить с литовским словом «рак», а это с легендой о том, как король Ягелло пришел в это селение после охоты на зубров и полакомился вкусными раками. Это, конечно, только сказка, тем более что свидетельств поселения на этом месте во времена Ягелло нет. Wiżajny упоминается как город только с 17-го века, и действия по колонизации в этих областях проводились, среди прочего, семья Радзивиллов. Пограничный характер Wiżajny объединил польское, русинское, немецкое и литовское влияние.

Интересным фактом является суровый климат Вижайнов, которые считаются польским полюсом холода - зимы здесь остаются намного дольше, чем в знаменитых Сувалках в этом отношении. Это связано с тем, что Wiżajny находится ближе к России и, более того, на 100 метров выше, чем Suwałki. По данным литературы, снежный покров здесь держится до 100 дней в году, а климат можно сравнить с климатом горных деревень. Конечно, хозяева сошлись во мнении, что «таких зим, как в прошлом, нет», но, наверное, как и в остальной стране :).

В тот день мы закончили съемки в Вижайнах, а на следующий день отправились в двухдневную поездку в Вармию и Мазуры, Голдап и Роминскую пущу. Это дополнительная, примерно 100-километровая петля, о которой мы расскажем в отдельном посте. Мы отметили это «лишнее» усилие дополнительным неторопливым утром в Wiżajny, проведя его, купаясь в озере и катаясь на лодке - ведь стоит поработать не только над ногами, но и над бицепсами :).

В сторону ландшафтного парка Сувалки

Однако для того, чтобы выполнить велосипедную задачу, после такого медленного начала дня в качестве прощания мы обошли круг вокруг всего озера, бегая в основном по сонным местным дорогам. На последнем этапе наших съемок в районе Сейн (или, может быть, «Сеннщина»? :)) и в районе Северного Сувалки, мы планировали добраться до окрестностей Сувальского ландшафтного парка, а именно Еленево, из которого мы затем организовали один -дневные поездки в самые интересные уголки старейшего ландшафтного парка Польши.

Итак, мы направились в сторону озера Ханьча, планируя обойти его с левого берега. Мы быстро поймали тропу Зеленого Вело, которая вела нас по местным асфальтам на юг. У нас был небольшой перерыв в Клайпеде, где нас интересовало не только «международное» название, но и небольшая деревянная церковь с немного запущенным евангелическим кладбищем в задней части храма. До наших дней сохранилось лишь несколько могил, на удивление в основном с польскими фамилиями ...

С другой стороны, в Старой Ганче мы сделали перерыв, чтобы искупаться в самом глубоком польском озере и поискать следы старинной усадьбы, а затем спокойно двинулись по асфальтированной дороге к самому Еленево. Подробно о прелестях этих окрестностей мы расскажем в статье о ландшафтном парке Сувалки. Достаточно сказать, что это путешествие оказалось одним из самых живописных в году - обязательно читайте о наших впечатлениях!

Наш маршрут в Сейненском районе

Наш маршрут во многом совпал с уже упомянутой трассой R65, которую мы немного изменили. Ниже представлен GPS-навигатор нашего велопутешествия, маршрута, продолженного нашей короткой поездкой в ​​Голдап.

Мы разделили маршрут на следующие части:

День 1: Сувалки - Сейны - 40 км.

День 2: Сейны - Виляйны - 85 км.

День 3: Виляйны - Еленево - 40 км.

Регион Северный Сувалки (Сейненщина) практически:

• Карта: использовалась карта издательства «Компас» - Сувалки, масштаб 1: 75 000. Это сработало очень хорошо даже в глуши - мы рекомендуем.
  • Размещение: Спали в трех местах, каждое соответствовало критерию «проживание велосипедистов».
  • Литовский дом в Сейнах - вероятно, самый большой отель в городе, предлагающий номера с ванными комнатами. Удобство заключается в том, что прямо у вас под носом находится ресторан Karczma Dom Litewski - закусочная с самым высоким рейтингом в городе, где мы можем попробовать типичные литовские блюда. Не диетическое, но вкусное :).
  • Солнечный залив в Wiżajny - наш безусловный фаворит, фото которого на Booking абсолютно не отражают атмосферу. Самым большим преимуществом этого места является частный спуск в воду и возможность бесплатного использования лодки и байдарки. Кроме того, гости могут пользоваться прекрасно расположенной площадкой для барбекю или отдыха с видом на озеро. Доброжелательная хозяйка сама готовит завтраки (нам попался домашний дрожжевой пирог - лакомство!) И заботится о очень непринужденной, доброжелательной обстановке. Стандарт номеров с ванной очень приятный. Если бы мы возвращались в Wiżajny, мы бы хотели остаться здесь снова.
  • Агротуризм Радзевича в Станкунахе - типичный фермерский агротуризм. Совершенно на краю света, но тишина, тишина и тонкий коровий аромат - как на бабушкиных праздниках;). Здесь мы остановились в комнате с общим санузлом (других вариантов, к сожалению, не было) и приличной кухней. Уютное место, всего 3-4 комнаты. Наименее интересный из всех, но он подошел нам как отправная точка для экскурсии по озеру Виляйны.

Источник статьи: На велосипеде через «Маленькую Литву» - Сейны и северные Сувалки. .