15 февраля 1879 года на свет появился Уно Ульберг — человек, чьё имя стало неотъемлемой частью архитектурного облика Выборга. Он возглавлял городскую архитектурную службу с июля 1932 по июнь 1936 года. В архивах сохранилось его личное прошение на эту должность вместе с подробным послужным списком. Интересно, что на место претендовали трое, двое из которых были из Хельсинки, но выбор пал именно на местного мастера, что говорит о высоком доверии к нему.
Выборг был для Ульберга родным домом. Именно здесь, в 1898 году, он получил аттестат в Шведском лицее. Профессиональное образование будущий зодчий завершил в Хельсинки, окончив Политехническое училище в 1903 году и получив диплом архитектора.
Свою карьеру молодой специалист начинал, работая в известных архитектурных бюро финской столицы. Благодаря стипендии от одной из фирм он смог совершить большое образовательное путешествие по Европе, посетив Италию, Испанию, Австрию, Данию, Швецию, Бельгию, Францию, Германию и Россию. Эти поездки, возможно, и заложили основы для развития уникального финского архитектурного модерна, в котором позже проявил себя Ульберг.
В 1906 году, вернувшись в Выборг, он вместе с однокурсником Класом А. Гюльденом основал собственное архитектурное бюро. Одной из их знаковых совместных работ стало здание для фирмы «Хакман и Ко», облицованное грубо обработанным камнем. Этот проект удачно вписался в городскую среду и до сих пор впечатляет своей монументальностью.
С 1910 года Ульберг начинает самостоятельную практику, возглавляя своё бюро до конца жизни. Подавляющее большинство его проектов было реализовано именно в Выборге. Его талант был поистине универсален: он проектировал жилые дома и общественные здания, церкви и промышленные корпуса, склады и даже павильоны с киосками, а также зелёный театр на валу и городской стадион.
Защитник старого Выборга
Уно Ульберг вошёл в историю не только как творец, но и как первый архитектор, вставший на защиту исторического наследия города. Под его руководством прошла реконструкция Выборгского городского театра и здания муниципалитета. А на фундаменте так и не построенного православного Петропавловского собора по его проекту возвели здание для губернского архива.
Однако, пожалуй, самой важной его работой в этом ключе стало спасение Круглой башни. Этот памятник средневековой архитектуры получил вторую жизнь, когда Ульберг преобразовал его в ресторан, тем самым защитив от угрозы сноса.
Битва за башню
В начале XX века судьба башни висела на волоске. Архитектор Вальдемар Аспелин, автор монументального здания Объединённого банка Северных стран на Рыночной площади (построено в 1900 году), настаивал на её сносе. Он считал, что старинная башня портит вид на фасад его творения. В то время сооружение, использовавшееся как склад для муки купца Д. Маркелова, пребывало в запустении и постепенно разрушалось.
Обратите внимание: Страницы истории Выборга: Королевский дом с привидением.
Уно Ульберг предложил городским властям необычный план: он попросил разрешения арендовать башню, чтобы провести её полную реконструкцию и найти для неё современное применение. Прежде чем приступить к проектированию, он специально съездил в Швецию, чтобы досконально изучить крепостную архитектуру XVI века, к которой относилась и башня.
Гениальная реконструкция
Внешний исторический облик башни был бережно сохранён, но внутренняя структура потребовала кардинальных изменений. Изначально второй этаж не имел перекрытий, а доступ к пушкам на этом уровне осуществлялся по консольной галерее. Сводчатый потолок опирался на центральный восьмигранный столб. Ульберг разобрал этот столб до уровня второго этажа, установив вместо него четыре изящные колонны, объединённые попарно. Так башня стала трёхэтажной.
На первом этаже расположился вестибюль. Второй этаж заняли уютные гостиные, среди которых были «Серебряный зал» и «Зал Ренессанса», а также библиотека. Венчал композицию ресторан на третьем этаже, где гостей угощали блюдами по старинным рецептам под аккомпанемент скандинавской музыки. Для оформления интерьеров были приглашены лучшие художники и маляры, а кованые элементы выполнил искусный кузнец.
Торжественное открытие обновлённой Круглой башни состоялось 18 ноября 1923 года. На праздничном ужине присутствовало 300 самых уважаемых жителей города. Этот успех принёс Уно Ульбергу всеобщее признание, и слава о талантливом выборгском архитекторе разошлась далеко за пределы родного города.
Принцип, опередивший время
Ульберг глубоко интересовался историей Выборга и считал, что новые постройки не должны нарушать сложившийся исторический облик. Именно он стал основоположником важнейшего градостроительного принципа: новые здания не должны быть выше уже существующих. Воплощая эту идею, он спроектировал на Южном валу не многоэтажки, а три трёхэтажных дома с просторными квартирами на одну семью, хотя места для высотной застройки было достаточно.
Разумеется, чтобы описать все творения Уно Ульберга, потребуется целая книга (которая, кстати, недавно была издана в Финляндии). Здесь же мы лишь кратко коснулись самых ярких, на наш взгляд, страниц его биографии, опираясь на статьи замечательного выборгского искусствоведа Евгения Кеппа.
В 1993 году на фасаде дома по адресу Южный вал, 18, где архитектор жил с 1925 по 1936 год, была установлена мемориальная доска. К сожалению, как вспоминают очевидцы, просуществовала она недолго. Будем надеяться, что однажды памятный знак вернётся на своё место, напоминая горожанам и гостям Выборга о выдающемся зодчем, спасшем для них кусочек истории.
Денис ГИЛЬМАНОВ
#туризм и путешествия #туризм в россии #выборг #история архитектуры
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Как Уно Ульберг спас Круглую башню Выборга.
