До страшной аварии на ЧАЭС попасть на эту территорию было абсолютно невозможно. Сложно даже представить, чем могло обернуться в те годы незаконное проникновение на секретный объект — ничего хорошего уж точно. Да и смысла особого не было. О существовании этого места, я уверен, большинство знало лишь по смутным слухам. В 80-е не было ни интернета со спутниковыми картами, ни такого распространенного увлечения, как индустриальный туризм. Сейчас каждый второй подросток исследует заброшки, а тогда подобная вылазка закончилась бы как минимум пристальным вниманием со стороны компетентных органов, а как максимум — обвинением в шпионаже и долгой командировкой в места, мягко говоря, не столь отдаленные.
Сегодня все иначе. Чернобыльская зона отчуждения превратилась в глобальный магнит для сталкеров и нелегальных туристов, которые ежедневно нарушают закон ради острых ощущений и уникальных кадров. Обойти все локации здесь не хватит и года. В этом рассказе я поделюсь впечатлениями от посещения одного военного объекта, связанного с легендарной ЗГРЛС «Дуга». Он не так раскручен, как сама «Дуга», но определенно заслуживает внимания. Это станция возвратно-наклонного зондирования «Круг», или просто ВНЗ «Круг». Пройдемся по его останкам?
Что такое ВНЗ «Круг»?
ВНЗ «Круг» — вспомогательная система для загоризонтной радиолокационной станции «Дуга». Ее задача заключалась в зондировании ионосферы, анализе условий прохождения радиоволн и выборе оптимального частотного диапазона для работы основной станции. Конструктивно объект представлял собой два огромных кольца диаметром 300 метров, сформированных из 240 десятиметровых антенных мачт (по 120 на круг). В самом центре располагалось низкое техническое здание с приемной аппаратурой, на крыше которого находилась центральная антенна-целеуказатель для гигантских антенн «Дуги».
Как и положено стратегическому объекту, территория станции была обнесена серьезным периметром. Бетонные столбы, поверх — несколько рядов колючей проволоки. Изоляторов мы не обнаружили, что наводит на мысль, что ограждение не было под напряжением. Впрочем, даже такая уязвимость с лихвой компенсировалась бы вооруженной охраной, если бы объект функционировал.
Ворота контрольно-пропускного пункта теперь распахнуты настежь, приглашая внутрь тишину и запустение.
Небольшое кирпичное строение, похожее на недострой. Вероятно, это был КПП или какое-то вспомогательное помещение.
Дорожный знак — немой свидетель былой активности. Когда-то здесь, скорее всего, пролегала бетонная дорога, а знак напоминал, что скорость движения по территории не должна превышать 5 км/ч.
По пути то и дело попадаются следы армейского быта: ржавые металлические бочки, истлевшие кирзовые сапоги и прочие «причиндалы».
В траве и листве валяются остатки так называемых «вибраторов» — основных элементов антенного поля «Круга». Большая часть конструкции давно пошла на металлолом.
Из земли торчат лишь металлические основания столбов. Сами вибраторы уже не имеют никакой ценности, даже для сдачи в утиль.
Основное техническое здание, где когда-то стояли стойки с чувствительной радиоаппаратурой.
Рядом с ним — недоеденные консервы, оставленные, видимо, сборщиками металла. Почему этот хлам до сих пор здесь, загадка. Радиационный фон в этом месте, кстати, в пределах нормы.
Главный символ запустения: пожарный ЗиЛ
Пожалуй, самая атмосферная достопримечательность станции — это пожарная машина ЗиЛ-131.
Среди сталкеров ходит мрачная легенда: якобы этот автомобиль принадлежал расчету, который одним из первых прибыл на тушение пожара на четвертом энергоблоке ЧАЭС. По версии мифа, пожарные, осознав весь ужас происходящего, решили не возвращаться, а спрятаться здесь, в надежде переждать худшие времена. Дожидались ли они их? История умалчивает. Забудьте эту байку. На самом деле ЗиЛ-131 был здесь всегда, приписанный к пожарной команде самой станции ВНЗ «Круг» еще до аварии.
От былой мощи остался лишь остов — «кузов да баранка». Передние колеса поставлены для вида, двигатель и все начинка давно сняты.
Сейчас ржавый ЗиЛ — обязательный пункт для фотосессии у всех, кто сюда добирается. Выглядит он действительно мощно и печально.
Заглянем в кабину, где когда-то сидел водитель.
А что, если покрутить эту огромную баранку, застывшую в вечном молчании?
Бросив прощальный взгляд на этот своеобразный памятник ушедшей эпохе и на саму станцию, мы накидываем рюкзаки и уходим в глушь леса. Впереди долгий путь до нашего временного пристанища — одного из заброшенных сел, которое мы в шутку называем «домом», пока находимся в Чернобыльской зоне.
Если тебе интересны такие истории и места — подписывайся на наш канал. Впереди будет много всего интересного! Каждая ваша подписка для нас — огромная мотивация искать новые локации и готовить более качественные материалы. Тем, кто уже с нами, — огромное спасибо за ваше внимание и поддержку!
Спасибо, что были с нами в этом виртуальном путешествии!
