О наличии в пригороде Ижевска деревянного терема я знал-то давным-давно, а вот добраться никак не мог. Первый раз отправившись к нему пасмурным осенним вечером — потерпел фиаско, попытку попасть на территорию пресекла сторожевая собака привязанная возле дома.
Затем, спустя пару лет, была вылазку глубокой ночью, собаки уже не было, а территория выглядела страшной и запущенной. В тот раз я умудрился даже попасть в дом и подняться на самый верх…
Но уже через минут пять на свет фонарей пришел охранник и указал на выход. Шагая на выход в сопровождение местного сторожа, понял, что лагерь не ограничивается одним лишь старым домом. А силуэт пионеров, выхваченный из темноты фонарем, чуть не оставил меня заикой.
Время шло, дом разваливался, а территория приходила в полнейшее запустение. Проведя работу над ошибками, я решил идти днем через центральные ворота. И о чудо — охранника не видно и всё настолько заросло, что пионерлагерь по всей видимости окончательно бросили.
Немного истории особняка Петрова
Иван Федорович Петров родился в Ижевске в 1850 году. Сначала работал на заводе подмастерьем у замочного мастера. В 1867 году начала свою предпринимательскую деятельность — перепродавал оружие с завода.
К началу 20 века уже имел свою собственную оружейную фабрику и рынки сбыта во многих крупных городах России. В Ижевске он был важным и уважаемым человеком. В начале прошлого века решил построить себе дачу в пригороде, на берегу Ижевского пруда.
Основной дом дачи был построен из тёса, в стиле русского модерна с элементами «неорусского стиля». Двухэтажное здание имело террасу с деревянной круглой башней, напоминающей эркер, а наверху небольшая мансарда на одну комнату, с остеклением в три стороны.
Дом был летний, лишь одна комната была теплой. Летом принимали гостей, плавали на лодках, а зимой по застывшему пруду катались на коньках. После революции все имущество Петровых было национализировано было. В том числе и шикарная дача на берегу пруда.
С 1920 года на территории бывшей дачи Петрова начал функционировать санаторий для рабочих с заводов города. В 1944 году возле здания было построено около 10 корпусов и начал функционировать пионерский лагерь Салют. В здании Петрова расположилась администрация.
Лагерь работал до «девяностых», затем был закрыт, а после передан в частные руки в которых и по сей день остаётся заброшенным.
Корпуса закрыты и разваливаются, а главная «жемчужина» скоро и вовсе превратится в груду обломков. Архитектурное наследие? — нет не слышали. Деревянное зодчество сейчас мало кому интересно.
Но давайте зайдем внутрь основного здания. Большую часть своей истории оно было казенным, поэтому внутри все очень характерно...
Интересно внутреннее расположение, которое сохранилось еще со времен оружейника Петрова. Два этажа с мансардой снаружи, внутри превращаются в четыре этажа со светлой комнатой сверху.
Хуже всего деревянной террасе, она была просто пристроена к основному зданию, тем более продолжительное время была подвержена воздействию осадков. Зимой заваливало снегом, весной это все таяло. Как результат все прогнило и геометрия здания была серьёзно нарушена.
Виды внутри здания не представляет особого интереса. Серая краска, кривые полы, деревянные стены. Любопытный вид открывается с самого верха, а если учесть, что сто лет назад таких высоких деревьев тут не было, то раньше весь пруд был как на ладони. Хорошее место для дачи!
И напоследок хочу показать вам сам заброшенный пионерский лагерь. Фотографий немного, в корпуса не заходи, да и смысла в том не было. Большинство из них закрыты, а через окна видно, что внутри пусто и почти везде отсутствует пол. Территория так сильно заросла, что уже в паре метров невозможно разглядеть само здание.
Даже удивительно, что статуя пионеров все еще цела. Именно они напугали меня памятной ночи, когда пришлось познакомиться с местным сторожем... С момента первого визита прошлого уже довольно много времени и теперь, в таких местах меня пугают совсем другие вещи. ?
Каталогизация: #urbexrussia (заброшенные места нашей страны) Спецпроект команды: #пионерлагеря ссср — потерянное детство
Фотографии и текст: резидент NordSkif & Co Дмитрий Oesolod