Заброшенный подземный узел связи: история в фотографиях и деталях

Глубоко в лесах Дальнего Востока, под искусственным холмом, покоится некогда стратегически важный подземный узел связи. Он был построен для обеспечения надёжной связи двойного назначения — как для гражданских, так и для возможных военных нужд, с расчётом на работу в условиях чрезвычайных ситуаций и даже полномасштабного конфликта. Объект не был чисто военным, но и к рядовым гражданским сооружениям его не отнесёшь. Сейчас он давно заброшен, люди покинули его. Хотя основное коммуникационное оборудование было вывезено, внутри осталось множество интересных артефактов, включая два внушительных дизельных двигателя.

Спуск в объект начинается с глубокого наклонного хода, скрытого в лесной чаще. Внизу нас встречает входной тамбур с массивными герметичными дверями, каждая из которых весит больше полутонны. Такие конструкции больше ассоциируются с городскими бомбоубежищами, чем с объектами в глуши.

За первой дверью расположен тамбур-шлюз. Через следующую такую же дверь можно попасть прямо в главный коридор. Однако, если на одежде входящего были бы опасные вещества (например, радиоактивная пыль), ему предписывалось пройти через санпропускник, состоящий из трёх последовательных шлюзов для дезактивации.

Технические помещения

Рядом с общим тамбуром находится вход в помещение с климатическими установками, которые отвечали за охлаждение работавшей здесь аппаратуры связи. Попасть туда можно через отдельный тамбур с двумя более лёгкими гермодверями.

Внутри стоит огромная, покрытая ржавчиной климатическая установка.

Принцип её работы был основан на распылении холодной воды через специальные форсунки в разных направлениях, что эффективно охлаждало проходящий воздух.

Рядом расположен компрессорный зал.

В нём до сих пор находятся два мощных компрессора, впечатляющих своими размерами.

За ними виден резервуар с насосами. Скорее всего, это часть подземной системы охлаждения, своеобразная градирня.

Далее следует ещё одно большое вентиляционное помещение с очередной громадной климатической установкой.

Главный коридор и служебные помещения

Теперь отправимся в главный П-образный коридор, вдоль которого располагались различные служебные и технические комнаты.

Прежде чем добраться до самого интересного, осмотрим несколько кабинетов и комнат.

Комната отдыха, где персонал мог поспать.

Герметичная дверь, ведущая из шлюзов санпропускника в основную часть бункера.

Разумеется, здесь были и санузлы с душевыми кабинами.

Помещение с баками для воды.

Насосная станция, обслуживающая эти баки.

Пультовая, откуда велось управление.

Комната, где осуществлялся ввод кабелей из подземной шахты.

Ещё несколько кабинетов административного назначения.

Пустые залы и мастерские

Залы линейно-аппаратных цехов (ЛАЦ). Именно отсюда было вывезено всё коммуникационное оборудование, ради которого и строился объект.

Осталась лишь одна одинокая, поваленная на пол стойка.

Помещение выпрямительной подстанции.

Рядом — мастерская для ремонта и обслуживания.

Здесь, под потолком, виден ещё один кабельный ввод из другой шахты.

На полках в мастерской осталось много старого инструмента и деталей, которые теперь стали никому не нужным хламом.

Сердце объекта: энергетика

За двумя очередными гермодверями находится самое важное — то, что обеспечивало объекту автономность: дизель-генераторные станции и аккумуляторная.

У аккумуляторной была своя отдельная система вентиляции.

Специальная комната для работы с кислотами, необходимыми для обслуживания аккумуляторов.

Сам зал аккумуляторной. К сожалению, самих батарей уже нет, остались лишь стеллажи.

И вот, наконец, мы дошли до самого впечатляющего, что сохранилось в этом сооружении.

Два мощных дизельных двигателя, соединённых с электрическими генераторами.

У каждого агрегата — своя стойка с щитами управления и контроля.

Любопытная деталь: у одного дизеля установлен стандартный радиатор жидкостного охлаждения.

А у второго его нет — вместо этого к двигателю подведены трубы, которые, вероятно, соединялись с внешней градирней.

Баки с запасами моторного масла. Основной же запас дизельного топлива хранился не внутри, а в отдельной закопанной цистерне неподалёку от объекта.

Вентиляционная система дизельного зала.

Помещение склада запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП).

И ещё одно складское помещение.

И, наконец, герметичная дверь тамбура запасного выхода, который ведёт ко второму наклонному ходу.

На этом наша экскурсия завершается.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.