Заброшенные паровозы Златоуста: встреча с железнодорожными призраками

Железные дороги для меня — это целый мир, полный сложных переплетений путей и удивительных историй. Меня всегда тянуло ко всему, что связано с поездами, их мощью и судьбой. Во время одной из поездок по России я оказался в Златоусте, что в Челябинской области. Улучив свободную минутку перед отправлением своего состава, я решил поискать в окрестностях вокзала что-нибудь любопытное.

У вокзала сидел пожилой торговец сувенирами. Мне показалось, он должен хорошо знать эти места, и я не ошибся. Поначалу он, конечно, предлагал стандартные маршруты к местным достопримечательностям, но в разговоре проговорился о настоящей находке — оказывается, совсем рядом раньше было настоящее «кладбище поездов». Вот это уже звучало многообещающе! Решено, иду смотреть.

Дорога заняла не больше пятнадцати минут быстрой ходьбы. Основные магистральные пути уходили в сторону, а мне нужен был именно тупиковый — тот самый, где когда-то находили последнее пристанище отслужившие свой век локомотивы.

Сейчас это место больше похоже на склад: старые шпалы, ржавый металл и пара паровозов. Местные рассказывали, что раньше здесь стояло почти десяток машин, но для нашего промышленного Урала металлолом — ценный ресурс, поэтому большую часть уже давно отправили на переплавку.

Вид у этих железных гигантов, честно говоря, удручающий. Их эксплуатировали долгие годы, а потом они десятилетиями медленно разрушались под открытым небом. Если сравнивать с тем, как сохраняют технику в том же Пермском крае, разница колоссальна — здесь нет и намека на какую-либо консервацию, только безжалостное время.

Паровоз ЛВ-0044: последний причал

Давайте начнем осмотр с того экземпляра, который сохранился чуть лучше. Перед нами паровоз серии ЛВ (также известной как ОР-18). Такие машины выпускались на Ворошиловоградском заводе с 1952 по 1956 год, всего их было построено 522. Нашему «ветерану» присвоен номер 0044, и сошел он с конвейера в 1955 году.

Любопытно, что основной объем производства пришелся буквально на два года: 112 штук в 1955-м и 400 — в 1956-м (еще 10 опытных и установочных образцов были сделаны раньше).

Этот локомотив трудился на Южно-Уральской железной дороге, его родным депо было ТЭЧ-1 в Златоусте. Точный год, когда его окончательно списали, история, к сожалению, не сохранила.

Корпус изъеден ржавчиной насквозь, металл в некоторых местах стал тонким, как бумага, и осыпается при прикосновении. Местами прямо из конструкции паровоза растут деревца — судя по их размеру, им лет пять. Внутри картина еще печальнее: почти все, что можно было снять и унести, давно исчезло, зато уцелела часть деревянной внутренней обшивки.

Мне часто говорили: «Хочешь увидеть паровозы — иди в музей». Но в музеях всё, как правило, за ограждениями, с табличками «руками не трогать». А здесь совсем другая история — можно вблизи рассмотреть каждую деталь, пусть и искалеченную временем.

П-36 0058: «Генерал» без войска

Второй паровоз стоит поодаль, прямо у путей. У него уже даже нет колесных пар — огромный корпус покоится на одной раме.

Это модель П-36 под номером 0058, выпущенная на Коломенском заводе в период с 1950 по 1956 годы. Паровозы этой серии — последние, которые массово строились в СССР, они словно подвели черту под целой эпохой.

Даже в таком плачевном состоянии в его формах угадывается былая мощь и своеобразная красота.

Первый паровоз этой серии (тип 2-4-2), получивший номер П36-0001, был построен в марте 1950 года. Он весил 135 тонн, обладал мощностью в 3000 лошадиных сил и мог разгоняться до 125 км/ч.

За свои цветные полосы на боку он получил у железнодорожников уважительное прозвище «Генерал». На нашем экземпляре от этих полос, увы, остались лишь бледные следы.

Всего было выпущено 251 такой паровоз, и с каждой новой партией в конструкцию вносились улучшения. 29 июня 1956 года в Коломне собрали последний, П36-0251. Этот день официально завершил эпоху паровозостроения в стране. Завод сразу же переключился на выпуск тепловозов, начав с модели ТЭ3-1001.

Изучать историю по таким артефактам невероятно интересно, но, увы, у этих конкретных машин вряд ли есть будущее в качестве музейных экспонатов. Скорее всего, их судьба — быть разрезанными на металлолом прямо здесь, в этом тупике.

Неожиданно для себя я провел среди этих железных «призраков» почти целый час. Казалось бы, всего два старых, полуразрушенных локомотива. Но время пролетело незаметно. Пора было возвращаться на вокзал, где меня уже ждал современный дизельный тепловоз, готовый умчать меня к новым приключениям. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Больше фотографий вы можете увидеть в галерее-слайдере выше.
Спасибо, что были со мной в этом небольшом путешествии!

Каталогизация: #urbexrussia (заброшенные места нашей Родины)
Фотографии и текст: резидент NordSkif & Co Дмитрий Oesolod