Словосочетание «Японское качество» стало нарицательным. Made in Japan — и берём с закрытыми глазами. У меня были две «Тойоты», так иногда возникало чувство, что эти машины вечерами на стоянке регенерировали сами по себе.
Итак «японское качество» — нарицательный образ работы предприятия с нулевым браком. Как случилось так, что в общем то отсталая страна так рванула наверх.
А всё просто. Был такой американец — Эдвард Деминг, которого родная страна с его методами статистического контроля послала куда подальше и он пришелся ко двору в послевоенной Японии (1949год), которой терять было уже нечего.
Его лекции по методам статистического контроля качества оказались с энтузиазмом восприняты высшими руководителями японских компаний. Необходимость изучения и внедрения методов статистического контроля была осознана и прятана. И в Японии был организован процесс массового обучения менеджеров.
Почти на всех предприятиях ввели «14 ключевых принципов Деминга».
Жизнь же показала, что система качества, внедренная на предприятии, моментально входит в жесточайшее противоречие с принципом "я начальник — ты дурак", низводя управленцев к роли ассенизаторов-пожарников, чья задача — не руководить (от слов "руками водить"), не прокурорствовать и палачествовать, а нудно и монотонно устранять организационные препятствия, мешающие подчиненным нормально, ритмично и плодотворно работать.
Так что — чудес не бывает, всё можно просчитать и Японцы это поняли и приняли первыми.