Заброшенные воинские части военно-морской базы "Заветы Ильича" на полуострове Меньшикова

В этом рассказе я поделюсь своими впечатлениями от исследования полуострова Меньшикова, где когда-то кипела жизнь военных частей базы «Заветы Ильича», а сегодня царит почти полное запустение.

Полуостров, окаймляющий с востока залив Советская Гавань, получил своё название от мыса Меншикова. А тот, в свою очередь, был назван в честь барка «Князь Меншиков». Сегодня это место — территория ушедшей эпохи: почти всё здесь заброшено, за исключением пары действующих объектов и маяка.

В южной части, до весны 1998 года, базировался 279-й отдельный дивизион ракетных катеров. Сейчас эта земля формально занята другой частью, но от прежних строений остались лишь руины.

Следы истории

На перешейке, соединяющем полуостров с материком, стоит памятный камень. Надпись на нём гласит: «Здесь 23 мая (04 июня) 1853 года Н. К. Бошняк со спутниками, переправившись через перешеек, открыли залив и назвали его Гаванью Императора Николая I.» Это немой свидетель первых шагов освоения этих мест.

Северная оконечность полуострова у мыса Острый — настоящее царство нерп. Они целыми стаями плавают у берега.

С любопытством наблюдают за редкими посетителями.

Но доверять людям не спешат и близко не подпускают.

О береговых укреплениях полуострова я уже рассказывал отдельно, а сейчас приглашаю осмотреть его внутреннюю территорию.

Дорога в прошлое

Прямо у первого поворота с перешейка, возле дороги, стоит брошенный автомобиль — первый вестник запустения.

Судя по всему, он давно никому не нужен.

Идём дальше, к первой на нашем пути заброшенной воинской части.

Если верить данным с Викимапии, здесь когда-то размещались дорожная рота в/ч 51276, штаб 75-го района наблюдения и гауптвахта.

Самое примечательное здание на этой территории.

Впрочем, интересно оно только снаружи.

Внутри — выжженные помещения и обрушившиеся лестницы между этажами.

Хотя кое-где ещё валяются старые книги — последние следы былой жизни.

Обгоревшая столовая.

Регенеративный патрон — вот и всё, что осталось здесь от средств индивидуальной защиты.

Хоздвор.

Боксы автороты.

Судя по всему, это здание самой гауптвахты.

А это, видимо, останки штаба.

Рядом стоит памятная стела.

С едва различимым рисунком корабля.

Ещё одна трансформаторная подстанция. Она, в отличие от всего вокруг, до сих пор действует и обеспечивает энергией маяк.

Сам маяк «Милютин» на мысе Милютина продолжает работать.

Но посторонних туда не пускают.

А около мыса Милютина есть небольшой живописный грот.

Южная часть полуострова

Далее наш путь лежал в южную часть полуострова.

По дороге встретилась такая водонапорная башня.

Рядом когда-то располагалась ещё какая-то часть.

Но от неё остались лишь земляные капониры.

Останки столбов.

И руины какого-то обвалованного сооружения.

Чуть севернее находилась территория 287-го военно-строительного отряда Дальвоенморстроя (в/ч 99704).

Одно из зданий сразу привлекает внимание: на его стене выложено из кирпича изображение воинов.

Перед зданием когда-то был плац, а сбоку — теперь уже руины автобоксов.

Единственное, что удалось найти на территории этой части, — несколько плат с позолоченными микросхемами.

А ещё рядом стоит заросшее здание, обозначенное на Викимапии как детский сад «Колокольчик». За ним — такие же руины, оставшиеся от инженерно-строительной части Дальвоенморстроя (в/ч 63906).

Улица Флотская: быт, оставленный навсегда

Далее мы вышли на улицу Флотскую.

Вдоль неё когда-то стояли жилые дома для семей офицеров.

Этот 35-й дом был первым на нашем пути.

Дорога на улице Флотской давно разбита.

33-й дом по ул. Флотская.

31-й дом. Его признали аварийным ещё в 2009 году и расселили. Справа был дом №29, но его и вовсе снесли.

27-й дом. Судя по всему, его бросили всего несколько лет назад. От него уходила улица Спортивная к бывшей в/ч 51228, которую теперь занимает какая-то база.

Здесь, в отличие от предыдущих домов, частично сохранились стёкла.

Но внутри смотреть уже тоже не на что.

Трансформаторная подстанция.

А вот что это было за здание на возвышенности у самого берега, выяснить так и не удалось.

От него остались только голые стены, исписанные надписями середины прошлого века.

Возможно, это был клуб или наблюдательный пост. Буду благодарен, если кто-то из знающих людей подскажет, что здесь было.

Внутри стен давно выросли деревья.

Ещё одно неопознанное заросшее строение стояло прямо перед въездом на бывшую территорию 279-го ОДРК.

Дальше, на самой южной оконечности, находятся действующие военные объекты, так что мы поворачиваем обратно, на север, к перешейку.

Здесь есть ещё один отворот.

Судя по описанию, здесь когда-то работал военный завод по производству железобетонных изделий для нужд береговой базы.

От него вообще мало что осталось.

Стены цеха.


Пристройка АБК (административно-бытового корпуса).

И вот такая башня.

А это, вероятно, стена от автобоксов.

А у мыса Острый, где теперь обосновалась рыболовецкая база, сохранилось какое-то обвалованное хранилище.

Рыбаки теперь используют его для своих нужд.

Послесловие

Вот таким получился наш обзор этого полуострова. Судя по комментариям в интернете, бывшие военнослужащие вспоминают это место без особой теплоты.

На этом всё.

Если вам понравился материал, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также, при желании, вы можете помочь нашему проекту. Наши поездки по разным городам и регионам обходятся недёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за внимание и до новых встреч в наших путешествиях.