Забвение на задворках: как уникальные прототипы «Уралов» доживают свой век под открытым небом

Впервые я услышал об этом месте ещё в прошлом году, когда после традиционного дня открытых дверей на Миасском автозаводе в интернете стали появляться снимки так называемых «Брошенных Уралов». Но тогда помешала зима, потом текущие дела, а вскоре и обстоятельства сделали поездки затруднительными. Вспомнил я об этих машинах только следующим летом, когда вновь наткнулся на старые обсуждения.

Сомнения и решение

В сети писали, что экспериментальные, уникальные модели «Уралов» просто ржавеют под дождём и снегом. Однако, как известно, не всему, что пишут в интернете, стоит верить. Мне захотелось лично проверить эту информацию и увидеть всё своими глазами. Благо, ехать до Миасса было недалеко, и я отправился в путь.

Территория закрыта

Как я и предполагал, стоянка с машинами находилась на закрытой, охраняемой территории завода. Никаких экскурсий туда, конечно, не водили, а администрация совершенно не горела желанием идти на контакт и пускать посторонних посмотреть на технику. Пришлось в очередной раз полагаться на смекалку и нестандартный подход.

Предприятие обнесено серьёзным двойным забором без каких-либо заметных лазеек. Лесть на действующее производство — не самая разумная идея. Что же делать? Я решил проявить изобретательность: нашёл неподалёку возвышенность, откуда открывался обзор, и вооружился фотоаппаратом с длиннофокусным объективом.

Увиденное своими глазами

То, что открылось моему взгляду, сложно назвать ни кладбищем техники, ни, тем более, музейной экспозицией. Это было скорее хаотичное скопление машин. На ум сразу пришло сравнение с частным музеем в Черноусово, где в чистом поле точно так же медленно разрушаются десятки редких экземпляров.

Среди этой груды металла можно было разглядеть действительно уникальные вещи. Например, «Урал»-432065 — прототип, созданный для нужд сельского хозяйства. Рядом стояла дорожная версия без полного привода, отличавшаяся кабиной китайского производства (на снимке она фиолетового цвета с белыми вставками).

Интересных машин там было много, и я искренне сожалел, что даже мой телеобъектив не позволил рассмотреть всё в деталях.

Состояние и хранение

Оценить состояние техники с такого расстояния сложно, но даже оттуда было отчётливо видно, что часть автомобилей разобрана, с них сняты узлы и агрегаты. А сам принцип хранения можно охарактеризовать как «остаточный»: машины просто отогнали на свободный клочок земли, бросили и, похоже, забыли.

Вопрос без ответа

У меня нет ответа на главный вопрос: почему из этого нельзя сделать нормальный, общедоступный музей? Это же готовый, уникальный туристический объект для всего города! Видимо, у нас на Урале совсем не осталось свободного места, вот уникальным прототипам и приходится ютиться на задворках. Хотя, если посмотреть на соседние территории, становится ясно, что и такой расклад — ещё не худший вариант. Бывает и гораздо печальнее.

Итог наблюдений

Что же в сухом остатке? Технику нельзя назвать полностью брошенной, но о ней определённо «забыли» или махнули рукой. Условия хранения далеки от идеальных, и на это больно смотреть. Жалко эти машины. Но если самому заводу не интересна его собственная история, то что уж говорить о нас, простых наблюдателях?

Это поразительно: в нашей стране громкие разговоры о суверенном пути и национальной гордости зачастую соседствуют с полным пренебрежением к своей же истории и наследию.

И остаётся только один, самый главный вопрос: почему же всё именно так? Что вы думаете по этому поводу?