Маяк «Красный Партизан»: история, трагедия и устройство дальневосточного стража

Хочу поделиться историей одного удивительного маяка — «Красный Партизан». Это сооружение второго класса, поражающее своей красотой и судьбой. Его построили ещё в XIX веке, и изначально он носил имя «Николаевский», данное по мысу, на котором стоит. Расположен он на берегу Татарского пролива.

Решение о его строительстве принял в декабре 1894 года управляющий Морским министерством адмирал Н. М. Чихачёв. Место выбрали на мысе Святого Николая (сейчас это мыс Красный Партизан), на высоте примерно 70 метров над морем. Задача у маяка была важная — служить опознавательным знаком для судов, идущих на Сахалин, в Николаевск и обратно.

Строительство стартовало весной 1895 года. Проект и руководство работами доверили опытному инженеру, подполковнику К. И. Леопольду, который уже имел солидный опыт в подобных делах.

На стройке трудились около трёхсот человек, среди которых были и ссыльные. Чтобы снизить затраты, для возведения башни использовали гранитные блоки, которые добывали прямо в местных скалах.

Торжественный ввод в строй состоялся 14 июля 1897 года. Маяк, получивший официальное название «Николаевский», перешел под управление Дирекции маяков и лоции Дальневосточных морей. Уже в августе того же года на территории установили пневматическую сирену для сигналов в туман.

Она подавала звуковые сигналы, когда видимость из-за тумана становилась нулевой.

На фото — здание, где размещалась та самая пневматическая сирена. Со временем её модернизировали: замены произошли в 1942 и 1961 годах. А в 1986 году, когда установили новый наутофон марки LIED-300 на специальной семиметровой вышке, необходимость в сирене и колоколе отпала. С 1961 года в этом же здании заработал радиомаяк.

Испытания войной

В тяжелые годы Русско-японской войны (1904—1905) и до 1 апреля 1906 года маяк не функционировал. В это время персонал под руководством смотрителя занимался ремонтными работами.

Но самая трагическая страница в его истории связана с Гражданской войной. В 1919 году у маяка разгорелся бой между партизанским отрядом П. Ф. Курикши и белогвардейскими карателями. Интересно, что костяк этого партизанского отряда составляли сами служащие маяка. Уйти от преследования удалось лишь вахтенному писа́рю. Остальных маячников, вместе с другими партизанами и жителями села Знаменское, захватили в плен и расстреляли в бухте Маячной.

В память об этой жертве и мыс, и маяк получили новое имя — «Красный Партизан». На месте расстрела в 1926 году установили памятный обелиск. Сегодня сам маяк признан объектом культурного наследия России.

Сигналы тумана: колокол и пушка

На случай, если сирена выйдет из строя, на территории были предусмотрены запасные варианты сигнализации — колокол и даже артиллерийское орудие.

Этот колокол — настоящий исторический артефакт. Он весит 694 кг и был отлит на знаменитом литейном заводе товарищества «П. И. Оловянинников и сыновья» в Ярославле. Удивительно, но он сохранился с момента основания маяка и до наших дней.

Мы, конечно, не удержались и пару раз в него ударили — звук мощный, глухой, разносится далеко.

На его боку, кстати, заметен небольшой скол.

А эти руины — всё, что осталось от специальной будки. В ней во время тумана или снегопада дежурил служитель, который через определённые интервалы бил в тот самый колокол, предупреждая мореплавателей об опасности.

Жизнь на маяке

Обслуживанием маяка занимался вольнонаёмный смотритель, состоявший на государственной службе, и около десятка нижних чинов Сибирского флотского экипажа. Двое из них были машинистами, в чьи обязанности входило обслуживание пневматической сирены.

Давайте поднимемся на самый верх, в фонарное сооружение, на высоту 16,3 метра.

Сердце маяка — светооптический аппарат и фонарное сооружение — были изготовлены ещё в 1894 году во Франции, фирмой «Барбье-Бенард» в Париже.

Это аппарат Френеля 2-го разряда со сложной филёнчатой линзой диаметром 1400 мм. Его огонь в ясную погоду был виден на расстоянии до 39 километров.

Свет создавала керосино-калильная горелка. Она потребляла около 820 граммов керосина в час, а за всю навигацию за год уходило больше двух тонн топлива.

В 1942 году, для подстраховки, установили дублирующий ацетиленовый фонарь с 30-литровой горелкой, чей свет был виден за 22 км.

Прогресс не стоял на месте: в 1989 году старый французский аппарат заменили на современный отечественный — ЭМВ-930М.

Вращение линзы обеспечивал коловоротный механизм с маятником.

Груз маятника весил целых 200 кг, и его приходилось ежедневно поднимать вручную с помощью лебёдки. Трос для этого проходил через специальную трубу в центре винтовой лестницы башни. Лишь в 1962 году маяк, наконец, подключили к береговой электросети.

А теперь спустимся вниз.

Под одноэтажным зданием маяка находится просторный подвал площадью 115 квадратных метров.

Здесь хранились стратегические запасы… кипятка. Шутка! Но большая ёмкость для горячей воды действительно есть.

Изначально в доме топили печи, но в 1960 году в подвале смонтировали два водогрейных котла и провели водяное отопление. Через небольшие окошки с лотками в подвал подавали дрова, продукты и другие необходимые вещи.

Здесь же хранились запасы угля.

Вернёмся на свежий воздух.

При маяке работает собственная метеостанция, а само сооружение оборудовано системой ГЛОНАСС для точного позиционирования. Правда, сфотографировать аппаратную нам не разрешили.

После окончания Гражданской войны маяк перешёл в ведение Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока, а с 1935 года им стала руководить Гидрографическая служба Тихоокеанского флота.

Рядом с маячным городком расположен пост наблюдения и связи.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

Если вам понравился этот рассказ, поддержите нас — поставьте палец вверх, подпишитесь на наш сайт и делитесь нашими материалами с друзьями.

Наши путешествия по разным городам и регионам требуют немалых затрат. Мы будем благодарны за любую помощь: 5106 2180 3513 1655

Спасибо, что были с нами! До новых встреч в наших следующих историях.