Сегодня мы расскажем про красивый маяк второго класса с названием "Красный Партизан", построенный ещё в XIX веке под названием "Николаевский" на одноимённом мысе на побережье Татарского пролива.
В декабре 1894 г. управляющим Морским министерством адмиралом Н. М. Чихачёвым было принято решение о строительстве маяка на высоте около 70 метров над уровнем моря на мысе Святого Николая (ныне Красный Партизан), который должен был стать исключительно опознавательным пунктом для проходящих на Сахалин, в Николаевск и обратно судов и кораблей.
Весной 1895 г. началось строительство, а автором проекта и главным строителем маяка выступил опытный в этом деле инженер в звании подполковника К. И. Леопольд.
Возведением маяка занималось около трёхста рабочих в т.ч. и ссыльных, а для удешевления строительства было решено использовать гранитные блоки, добытые в местных скалах.
Официально маяк вступил в строй только 14 июля 1897 г. с названием "Николаевский" и был передан в ведение Дирекции маяков и лоции Дальневосточных морей, а в августе на территории установили пневматическую сирену.
Она издавала звуки во время тумана.
Здание пневматической сирены. Позже в 1942 и 1961 гг. сирену заменяли на новые модели, а в 1986 г. с вводом наутофона марки LIED-300 на вышке высотой 7,7 метра, сирену и колокол упразднили. С 1961 г. в этом же здании разместили радиомаяк.
В период Русско-японской войны 1904—1905 гг. и вплоть до 1 апреля 1906 г. маяк не работал, а личный состав под руководством смотрителя производил на нём ремонтные работы.
В 1919 г. во время Гражданской войны у маяка произошёл бой между партизанами из отряда П. Ф. Курикши и белогвардейскими карателями. Костяк партизанского отряда составляли маячники, но уйти от преследования удалось только вахтеписцу. Остальные служащие маяка были захвачены в плен и расстреляны в бухте Маячной вместе с другими партизанами и жителями села Знаменское.
В память о этих событиях мыс и маяк получили новое название "Красный партизан", а на месте расстрела в 1926 г. был установлен памятный обелиск. Сам же маяк включен в список объектов культурного наследия России.
На случай неисправности сирены на территории маяка были установлены колокол и артиллерийское орудие.
Этот колокол весом 694 кг. был изготовлен на литейном заводе товарищества "П. И. Оловянинников и сыновья" в городе Ярославль и с момента основания сохранился до сих пор.
Естественно мы не смогли удержаться и ударили в него пару раз.
На нём кстати есть небольшой скол.
А вот эти руины-это остатки будки, в которой сидел служитель во время тумана или снегопада и бил в этот колокол через какой-то интервал.
Сам маяк обслуживался вольнонаёмным смотрителем, состоящим на гос. службе и десятком человек нижних чинов Сибирского флотского экипажа, два из которых имели должности машинистов для обслуживания сирены.
Поднимемся наверх в фонарное сооружение на высоту 16,3 метра.
Светооптический аппарат и само фонарное сооружение были изготовлены в 1894 г. фирмой "Барбье-Бенард" в Париже.
Светооптический аппарат Френеля 2-го разряда со сложной филёнчатой линзой диаметром 1400 мм обеспечивал дальность видимости огня на расстояние около 39 км.
Источником света служила керосино-калильная горелка, расходовавшая около 820 грамм керосина в час, а за время навигации за год она расходовала более двух тонн керосина.
В 1942 г. в качестве дублёра был установлен ацетиленовый фонарь с 30-литровой горелкой, дальность видимости огня которого составляла более 22 км.
В 1989 г. старый французский светооптический аппарат заменили на отечественный ЭМВ-930М.
Вращение линзы в фонарном сооружении обеспечивал коловоротный механизм с маятником.
Груз маятника весил 200 кг и ежедневно поднимался на тросе ручной лебёдкой. Трос проходил через трубу в центре винтовой лестницы башни. Лишь в 1962 г. маяк был подключён к береговой ЛЭП и электрифицирован.
А теперь спустимся ниже.
Под одноэтажным зданием маяка есть подвал площадью 115 кв. м.
Здесь стратегические запасы лекарства. На самом деле это ёмкость с кипятком. :)
Изначально отопление в доме было печное, но в 1960 г. в подвале были установлены два водогрейных котла и сделано водяное отопление. Через окошки с лотками в подвал подаются дрова, продукты и прочие необходимые предметы быта.
Запасы угля.
Вернёмся на улицу.
При маяке есть своя метеостанция, а сам маяк оборудован системой ГЛОНАСС, но фотографировать аппаратную нам не разрешили.
После Гражданской войны маяк перешёл в ведение Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока, а с 1935 г. в подчинение Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
Пост наблюдения и связи рядом с маячным городком.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.