В 1890 году на Шигирском торфянике, расположенном в окрестностях города Кировграда (ныне Свердловская область), золотодобытчикам графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора посчастливилось обнаружить уникальные находки: культовые предметы, охотничью амуницию и бытовую утварь. Главной находкой необычного клада стал деревянный идол. Понять, что перед старателями ценный и древний предмет помог случай: изначально деревяшки хотели выкинуть, оставив лишь голову идола, однако одному из рабочих пришла идея разложить внушительную конструкцию (высота идола более пяти метров - прим.) на земле, после чего сложилась полная картина образа древнего божества - находку было решено передать в городской музей, где коллекция и находится по сей день.
Долгие годы вопрос по датировке "Шигирской коллекции" оставался открытым - не было средств и возможности определить их точную дату создания. Лишь в начале двухтысячных был проведен радиоуглеродный анализ, по результатам которого состоялась настоящая сенсация - возраст древних артефактов 11 600 лет, что соответствует началу раннего мезолита (среднего каменного века)! В этот период древние обитатели Среднего Урала обустроили на берегу озера святилище, однако впоследствии водоем затянул торфяник, а вместе с ним и капище, что позволило сохраниться идолу и прочим артефактам до наших дней. Древний идол экспонируется в зале "Шигирская кладовая" музея Истории и археологии Урала в г. Екатеринбурге вместе с другими таинственными находками из Шигирского торфяника. Любой желающий может посетить музей и воочию увидеть таинственные артефакты древности.
Среди довольно богатой археологической коллекции выделялась находка исполненная в виде головы хищного зверя. Данный предмет был идентифицирован в качестве ритуального артефакта, а именно - навершия на жезл. Определенно можно сказать, что данный жезл носил особый статус и, возможно, использовался жрецом общины во время проведения мистических ритуалов. Ученые установили принадлежность предмета, благодаря характерной особенности: посереди головы тотема, каменными зубилами и резаками, было проделано сквозное отверстие с помощью которого фигурка устанавливалась на вершину жезла. Немаловажным было и то из чего был изготовлен артефакт - фрагмент лосиного рога. Данный материал был не только качественным сырьем в деле ремесленников, поскольку обладал прочностью и не боялся ни воды, ни палящего солнца, но и носил сакральный смысл, так как лось уже в те дремучие времена почитался местными жителями в качестве воплощения лесного духа.
Шаманизм напрямую построен на огромном количестве разнообразных культовых ритуалов, в процессе которых использовались разнообразные тотемы в большей части из сюжетов с зооморфными изображениями. В данном случае использование образа хищника, а то что изображен хищник сомнений нет и главное тому подтверждение - оскалившаяся морда, могло быть признаком власти, либо использовалось в качестве некого тотема-охранителя племени. В принципе, культовые навершия на жезлы это находка хоть интересная, но отнюдь не уникальная. Однако в случае исследователей поставил в тупик вопрос о том, кто послужил прообразом при создании данной ритуальной атрибутики.
Длинная морда, косые треугольные клыки во всю пасть, приплюснутая голова с высоко посаженными глазами.
А представленный в сети рисунок навершия исполненный во всех проекциях, в том числе и нижней его части, и вовсе позволил разглядеть треугольные складки, очень похожие на мышцы нижней челюсти крокодила.
Характерный образ рептилии может узнать наш современник, однако подобной возможности были лишены жители Урала, проживающие здесь в период каменного века.
Примечательно, что в коллекции "Шигирская кладовая" представлены и другие зооморфные идолы, при этом голова лося и медведя и весьма схожи со своими прототипами. Неужели для древних жителей Шигирского озера встреча с крокодилом была столь же обыденным явлением, как повстречать лося или медведя?
Доказательств существования ареала обитания на территории современной Свердловской области крокодилов попросту нет и быть не может, даже в столь древние времена. Дело в том, что на момент изготовления навершия, климат Среднего Урала мало чем отличался от современного, а так как биология крокодилов практически не изменилась за миллионы лет эволюции, то и местные условия среды обитания для теплозависимой рептилии однозначно бы не подошли. Ведь не в сугробах им зимовать.
Вопрос о том, кто же изображён на шигирском навершии интересовал ученых, занимавшихся археологическими исследованиями на территории Урала. Довольно серьезное исследование по данному вопросу провела Светлана Николаевна Савченко, главный научный сотрудник отдела Древней истории народов Урала музея Истории и археологии Урала. По её мнению, образу хищного зверя запечатленного в навершии, определённо присущи черты волка – вытянутые морда и пасть, характерный оскал, треугольные складки и раздувшиеся ноздри - все это верный признак агрессии. Однако другие ученые не разделяют это предположение, полагая, что в основу зооморфного сюжета был положен собирательный образ, а само существо есть ничто иное, как плод фантазии мастера.
Конечно же, спорить с утверждением уважаемых ученых и безусловного специалиста в вопросах исследования "Шигирской кладовой", будет довольно опрометчиво. К тому же полное отсутствие фактов, указывающих на возможность существования в период каменного века на территории Урала "морозостойких крокодилов" или иных крупных рептилий, лишает подобные изыскания возможности научного обоснования. Стоит также заметить, что ни среди артефактов, ни в элементах наскальной живописи, созданных в период мезолита и ранее, более не встречалось сюжетов в которых бы фигурировали подобные существа, ни на территории Шигирских озер ни где-либо еще на территории Урала. Выходит, что вытачивая из фрагмента лосиного рога тотем в виде мифического монстра, рука мастера довольно точно воспроизвела внешний облик монстра реального, обитающего за многие тысячи километров. |Т.У.|
Поддержите наш блог!
Если вы еще не подписаны, то обязательно подпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!