Города-призраки Карелии: путешествие по утраченному наследию

Это Дмитрий Дрозд. Завершаю свой рассказ о путешествии вокруг Ладожского озера. Все предыдущие части этого маршрута вы найдете в конце заметки.

Утро на мысе: прощание с Ладогой

Вчерашний день подарил нам долгую прогулку по берегу, созерцание ладожских шхер, душевные посиделки с блинами и баней, а у костра рождались самые разные философские размышления. Говорят, ночью на берегу Ладоги пела русалка, но мы спали так крепко, что ничего не слышали. Да и чего нам было бояться в этом умиротворенном месте?

Но всему приходит конец — пора возвращаться домой. Сборы неспешные, выезд с Импилампи такой же неторопливый. Проезжаем Импилахти, минуем памятный камень на месте когда-то стоявшей кирхи, огромный лесопильный завод с собственной железнодорожной веткой и по разбитой лесовозами грунтовке едем мимо моста, под которым в скале выдолблена старая железная дорога. Прощай, Импилахти, до новых встреч!

Впереди — новая, ровная и удивительно красивая дорога. Пересекаем по мосту ГЭС поселка Ляскеля, построенную еще в 1899 году, и продолжаем путь вдоль ладожского залива. Вот и развилка: прямо — Сортавала, направо — дорога на Рускеалу. Но в Рускеалу мы сегодня не поедем. На мой взгляд, идеальный способ попасть туда — на старинном паровозе. Как-нибудь расскажу об этой поездке отдельно.

Минуем и Сортавалу, хотя в этом городе, известном также как Сердоболь, есть на что посмотреть. Его история долгая и непростая. Первое упоминание о поселении встречается в русско-шведском пограничном соглашении 1468 года: «Не должно наносить никакого вреда в Сортевала». Русско-шведские отношения на протяжении веков — тема сама по себе крайне интересная и, к сожалению, малоизвестная. Как я уже писал, само возникновение Руси во многом связано со скандинавами, что звучит парадоксально. Контакты с ними были и до Петра I, и продолжались после. Однако большинство помнит лишь череду войн при Петре и, как следствие, основание Санкт-Петербурга.

Рядом с Сортавалой на горе Паасонвуори еще в 1880-х годах обнаружили городище Паасо — укрепление XII-XIII веков с оборонительными стенами, способное вместить около сотни жителей.

Однако, глядя на старые фотографии Сортавалы, невольно становится грустно.

Старинный город не сохранился — он много раз переходил из рук в руки и каждый раз разрушался. Шведы даровали Сортавале статус города в 1643 году (финские историки трактуют источники именно так, у нас же упоминаются две даты — 1632 и 1646). Во время Северной войны, начавшейся в 1721 году, он был разрушен настолько, что вновь получил городской статус лишь в 1783 году в ходе губернской реформы Екатерины II. Современный облик города начал формироваться после его перехода в состав Великого княжества Финляндского в 1811 году.

Интересная кирха здесь была построена еще в 1801 году, перестроена в 1893-1894 гг. и прекрасно вписывалась в городской пейзаж.

А Карельский мост через пролив Вакколахти (его еще нет на старом фото), возведенный в 1931-1932 гг., на тот момент был самым длинным мостом Финляндии — 220 метров.

К 1939 году в самом городе проживало 4253 человека, в пригороде — 4467, всего около 8720 жителей.

Когда я вижу эти цифры, мне становится непонятна логика авиабомбардировок таких городов в 1939-1940 гг. Думаю, из-за секретности архивов, закрытых до 2050 года, мы об этом так и не узнаем.

Основные разрушения город претерпел именно в тот период. Кирха была уничтожена 2 февраля 1940 года вместе со множеством других интересных зданий.

Но Сортавала живет, развивается и даже понемногу растет после долгого спада населения в последние десятилетия.

Так же проезжаем мимо и Лахденпохьи. Любопытный факт: в 1939 году здесь жило всего 500 человек, но при этом работало 5 ресторанов, 3 кафе и 2 кинотеатра! При том, что поселок Лахденпохья как таковой появился лишь в 1924 году! До этого это был просто хутор (или деревня?) Сиеклахти, входивший в состав поселка Яккимаа.

Поселок Яккимаа был крупным центром волости. К 1939 году здесь жило 8500 человек. Там же находилась самая большая кирха Карелии, построенная в 1851 году и вмещавшая несколько тысяч прихожан. Сейчас кирха в руинах — она сгорела в 1977 году.

При участии Финляндии были проведены работы по консервации оставшихся стен храма. Его внутреннее устройство очень необычно. Я не специалист по лютеранским кирхам, но из всех, что я видел на Карельском перешейке, только в Яккимаа встречается явно выраженная кафедра с лесенкой.

Провожаем грустным взглядом руины, сворачиваем с трассы на грунтовку и неспешно подъезжаем к интересной кирхе в Лумиваара.

Лумиваара: кирха на скале

Еще одна когда-то крупная и развитая волость. В 1939 году ее население составляло 4922 человека. Поскольку волость отделилась от Яккимаа только в 1923 году, собственный церковный приход сформировали тогда же, а свою кирху построили лишь в 1935 году. Наверное, это самая молодая кирха с одним из самых коротких периодов службы.

Церковь стоит на скале по имени Роккапата, в волости Лумиваара, в деревне Кумола.

Церковный зал трехъярусный, всего в церкви было 736 сидячих мест. (Сейчас в поселке Лумиваара живет чуть более 100 человек). Надписи на стенах частично сохранились до сих пор.

Валяются даже остатки люстр. А целый церковный крест с купола стоит внутри храма.

А вот один из двух колоколов зимой 2004 года бесследно исчез.

Почему кирха в Лумивааре так привлекает? Она неплохо сохранилась, учитывая десятилетия забвения. И она открыта. До сих пор на своем месте висит церковный колокол, можно подняться на башню и ударить в него. Можно разглядеть уцелевшие росписи и надписи.

Посмотреть на граффити «здесь был Вася» и задуматься… Каждый о своем. Пройтись по кирхе, по территории, побродить среди остатков фундамента дома рядом с ней и молча посетить старое финское кладбище.

Мы же, осмотрев все, попили чаю и отправились в сторону Кексгольма.

Город яблоневых цветов: Корела, Кексгольм, Кякисалми, Приозерск

Чем известен и всегда упоминается Приозерск? Крепостью Корела. И вот тут начинается самое интересное.

Начав путешествовать по Карельскому перешейку, я в лесах наткнулся на остатки Улицкого шанца. Стало интересно: что крепость (одна из четырех) делает в лесу? Быстрое изучение вопроса показало — когда-то здесь было озеро Суванто (ныне Суходольское) и песчаная коса между ним и Ладогой, по которой проходила дорога из Кексгольма в Санкт-Петербург. Вот шанец и поставили в 1710 году в этом стратегическом месте. Стало любопытно, куда же делось озеро и почему берег Ладоги оказался так далеко?

Давайте вернемся к истории образования Руси, о которой я размышлял в начале путешествия.

Историки часто ломают голову, потому то, что мы видим сейчас, тысячу лет назад выглядело совершенно иначе. С Карельским перешейком именно такая история.

Что представлял собой Карельский перешеек тысячу лет назад? Глухие леса, полноводные реки и озера. Дорог не было вовсе. Русь изначально возникла как речное государство, как, впрочем, и все первые города. И тут ключевой момент: из-за давления ледниковой массы земная кора здесь до сих пор поднимается (выпрямляется) со скоростью около 20 см в столетие. То есть за тысячу лет земля поднялась на пару метров, реки обмелели, а многие и вовсе исчезли. Пусть историки спорят, существовал ли торговый путь «из варяг в греки», но суть остается: новгородцы основали крепости Корела и Орешек примерно в одно время для защиты от шведов. Если с Орешком все более-менее ясно, то назначение Корелы не сразу понятно. А ответ прост.

Река Вуокса (упоминаемая также как Узерва) тогда была совершенно другой — полноценной водной артерией, вытекавшей из озера Сайма. Вернее, это целая озерная система, четвертая по величине в Европе, образованная восемью крупными и множеством мелких взаимосвязанных водоемов общей площадью около 4400 км². Длина береговой линии — почти 15 тысяч километров. На Сайме 13710 островов общей площадью 1850 км². Единственной вытекающей рекой является Вуокса.

Во времена основания крепости Корела река Вуокса имела два рукава: один впадал в Балтийское море у Выборга через пороги Хейнйоки, второй — как раз у Корелы. Выборгский замок был построен шведами тогда же для защиты внутренних территорий. (В 1295 году шведский король Биргер Магнуссон в письме в Любек сообщал, что купцы балтийских городов могут свободно ездить торговать в Новгород через Выборг, который построен «для обеспечения мира и безопасности мореходства».)

Собственно, и Корела возникла как островная крепость. Причем само поселение располагалось на территории так называемой Новой крепости (которая на планах — большая), а укрепление — именно там, где мы его видим сейчас.

Первое упоминание поселения относится к 1295 году. Судя по всему, тогда уже существовала земляная крепость на большом острове. Расцвет города, похоже, пришелся на 1400-1500-е годы, когда его купцы активно торговали на севере, а также в России и Швеции. В конце XV века упоминается, что Корела был вторым по величине городом в Новгородской земле: 183 дома и 1500-2000 жителей. Многочисленные войны между Швецией и Россией на рубеже XV-XVI веков, а также частые пожары (1300, 1580, 1634, 1679) уничтожали его несколько раз почти до основания. Забавный факт: по окончании Северной войны в Кексгольме проживало всего 45 человек! Именно после Северной войны военное значение крепости было полностью утрачено. А поскольку торговый путь к тому времени потерял всякое значение, восстановление шло очень медленно — к 1800 году здесь жило всего 400 человек.

Хотя крепость до 1850 года относилась к государственным зданиям, и внутри в основном всегда была тюрьма. После передачи территории в состав Великого княжества Финляндского крепость начала медленно ветшать и разрушаться. Она пустовала целых 40 лет. В 1887 году провели первый ремонт, и в башне разместился этнографический музей Кякисалми (забавно, что у нас эти факты практически нигде не упоминаются, что, в принципе, общая проблема этого исторического периода в российской историографии. У нас считается, что история музея началась в 1962 году).

Территорию Новой крепости первоначально отдали под психиатрическую лечебницу, позже там были казармы, а сейчас находится военный санаторий. Поэтому прогуляться по остаткам Новой крепости не получится — это закрытая военная территория.

Но вернемся в XIX век и к озеру Суванто, которое сейчас называется Суходольское.

Первоначально озеро было отделено от Ладоги песчаным перешейком и впадало в Вуоксу. Как раз на том перешейке и стоял Улицкий шанец.

В мае 1818 года во время весеннего шторма был прорван песчаный перешеек, отделявший озеро Суванто от Ладоги у села Тайпале. Крестьяне незадолго до этого прокопали там канаву для спуска воды, чтобы снизить уровень озера и получить новые пахотные земли. Уровень воды в Суванто, находившийся на 12,5 м выше Ладоги, упал на 7,5 м, образовалась река Тайпаленйоки (ныне Бурная), а на месте стока Суванто в Вуоксу у поселка Кивиниеми (ныне Лосево) возник перешеек. В результате падения уровня воды осушилось около 5000 га земли.

Но это еще не все. История имела продолжение: перешеек у поселка Кивиниеми прорыли в 1857 году, и вода хлынула через озеро Суванто в Ладогу. Уровень воды в верхней части Вуоксы упал на 3,5 м, и ее западное (выборгское) русло практически перестало существовать. Появилось еще около 100 квадратных километров суши. А крепость Корела неожиданно превратилась из островной в обычную крепость на суше, которую мы видим сейчас. Сегодня практически вся Вуокса впадает в Суходольское озеро и оттуда через реку Бурная — в Ладогу, а старое русло Вуоксы, на котором стоял Кексгольм, превратилось в озеро Вуокса.

Население города в 1939 году составляло 5083 человека в самом городе и 5100 в пригородах. И его тоже активно бомбили. Зачем? Зачем вообще до сих пор бомбят города?

При отступлении в августе 1941 года советские войска сожгли и разрушили 90% городских зданий.

Почему Корела, он же Кексгольм, он же Кякисалми и в итоге Приозерск — город яблоневых цветов? В городе росло несколько тысяч яблонь. Весной, во время цветения, он был невероятно прекрасен!

Город яблоневых цветов, исчезнувший в 1941 году…

С кирхой совсем грустная история. Построенная в 1930 году, уже в 1940-м, во время бомбардировок советской авиацией, она получила серьезные повреждения: одна из бомб проломила крышу и перекрытия и взорвалась на полу. Далее — долгая история восстановления в 1942 году и последующего планомерного разрушения после 1944-го, но она выстояла. Правда, лишь внешние стены.

А вот это очень показательно:

В марте 2014 года прокуратура Ленинградской области провела проверку объектов культурного наследия г. Приозерска и признала неудовлетворительное состояние здания. Администрации объявлено дисциплинарное взыскание и выдано предписание о проведении противоаварийной и реставрационной работы. Исполнение решения суда находится на контроле прокуратуры.

И вот, после 7 дней пути и 6 прекрасных ночевок, 1600 километров по Ладоге и Онего, мы въезжаем в славный город Санкт-Петербург. Город, где тоже несчетное количество достопримечательностей. Но есть два новых, очень показательных объекта.

Самый дорогой в мире стадион (не путать с самым лучшим) и самый дорогой в мире небоскреб (не путать с самым большим).

И так у нас во всем. У нас все самое дорогое, как минимум, а еще лучше — самое большое, и при этом — огромная разруха за пределами двух столиц. Грустно и печально, на самом деле.

Смотрю в прошлое, вижу будущее, так понимаю настоящее…

Такая надпись украшала памятник рунопевцу, установленный в 1935 году в Сортавала. Памятник восстановили, а надпись стерли.

И поэтому путешествовать надо сейчас. Множество уникальных достопримечательностей может просто исчезнуть в ближайшее время. Раз — и не станет их больше!

Не сидите дома — путешествуйте!

Предыдущие части, тыкайте на ссылки:

1. Трилобиты и русско-шведская граница XVII века2. Первый Стольный град на Руси3. Вепсы, Чуди, Древняя Русь и при чём тут Вепсский лес?4. Юксовское озеро и причем тут юксовская болезнь?5. Единственная в России деревянная церковь, стоящая на историческом месте, которой более 500 лет!6. Подпорожское серебряное кольцо деревянных церквей7. Ahvansilmn или крепость Глаз Росомахи8. Увидеть то, что пока еще уцелело9. Гостеприимные чудяки и куклы без лица10. Забытый остров Брусно. Онежское озеро.11. Единственное в России (а может и в мире) месторождение малинового кварцита12. Отдых на песчаных пляжах Онежского озера.13. Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады14. О вулканах в Карелии, популяризаторах туризма и заброшенном аэродроме.15. Водопад Кивач. Лошадь сдохла — слезь!16. Регион туристской дестинации или Тулмозерский чугунолитейный завод как афера конца XIX века!17. Самый загадочный водопад Карелии18. Настоящая жемчужина Карелии с трагическим прошлым и неясным будущим