Перед вами практически забытый военный аэродром «Гаровка» с позывным «Боярин». Его взлётно-посадочная полоса протянулась на 2280 метров. Именно здесь базировался 825-й отдельный вертолётный транспортный боевой полк, который участвовал в Афганской войне. Местные жители, знавшие о тяжёлых потерях, дали ему мрачное, но точное прозвище — «Полк вдов».
Однако история этого места началась задолго до вертолётов и уходит корнями в довоенные годы. Если вам не хочется углубляться в детали, просто пролистайте текст и посмотрите фотографии — они тоже многое расскажут.
Истребительное прошлое
В разные годы на аэродроме размещались полки истребительной авиации. Например, 300-й истребительный авиационный полк (в/ч 65373) был сформирован зимой 1940-1941 годов в Амурской области, на аэродроме «Архара». Его основу составили лётчики 29-го истребительного полка, а летали они сначала на бипланах И-15бис и монопланах И-16.
В марте 1941 года полк перебросили в Еврейскую автономную область, на аэродром «Жёлтый яр», а летом — на соседнее «Бабстово». К 1944 году техника устарела, и полк перевооружили на более современные Як-9.
В августе-сентябре 1945 года лётчики полка приняли участие в боевых действиях против Японии — в Сунгарийской, Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской операциях. За эти заслуги 14 сентября 1945 года полк был удостоен ордена Красной Звезды.
В октябре 1945 года полк прибыл в Хабаровский край, на аэродром «Гаровка», но уже через месяц его отправили в Китай, на аэродром «Мукден». Весной 1946 года он вернулся на «Гаровку», однако в середине лета снова сменил дислокацию — на этот раз на аэродром «Куйбышевка-Восточная», где пробыл до 1948 года.
Летом 1948 года полк перевели в Амурскую область, на аэродром «Возжаевка», где он базировался почти три десятилетия — до 1977 года. За это время он несколько раз менял технику: к 1954 году получил реактивные МиГ-15, к 1972 — МиГ-17, а к 1977 — МиГ-21 ПФМ.
В 1957 году полк передали в войска ПВО, и он стал именоваться 300-м истребительным авиационным ордена Красной Звезды полком ПВО. В 1977 году его снова передислоцировали — теперь на аэродром «Переяславка», вернули в состав 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа и переименовали в 300-й авиационный ордена Красной Звезды полк истребителей-бомбардировщиков. Там лётчики осваивали МиГ-23 БМ, а в 1980-х годах — МиГ-27. В 1994 году, в ходе сокращения армии, полк расформировали.
Другой полк — 912-й истребительный авиационный — был сформирован весной 1943 года в ЕАО, вероятно, на аэродроме «Бабстово». Его создали на базе 912-го смешанного авиаполка, и он вошёл в состав 253-й штурмовой авиационной дивизии.
В конце весны 1943 года полк начал получать И-15бис, весной 1944 — Як-7б, а летом того же года — Як-9Д. В декабре 1944 года его передали в 254-ю истребительную авиационную дивизию. На тот момент в его составе были самые разные самолёты: Як-7б, Як-9Д, И-15бис, учебные По-2 и Як-7В.
К лету 1945 года полк полностью перевооружили на истребители Як-9М и Як-9Т. На этих машинах лётчики участвовали в Советско-японской войне. За боевые заслуги 14 сентября 1945 года полк наградили орденом Красного Знамени.
В сентябре 1945 года дивизию с полком передали в 12-ю воздушную армию, а в ноябре полк перебазировали в Хабаровский край, на аэродром «Гаровка». Здесь он пробыл до середины лета 1946 года, после чего его перевели на аэродром «Куйбышевка-Восточная», а весной 1947 — на «Возжаевку». Вскоре после этого полк расформировали в связи с общим сокращением ВВС, а его технику и пилотов распределили между другими истребительными полками.
Вертолётная эра
В 1980-х годах началась новая, вертолётная глава в истории аэродрома. Главным действующим лицом здесь стал 825-й отдельный транспортно-боевой вертолётный полк (ОТБВП).
Его история началась 5 декабря 1952 года, когда на аэродроме «Алексотас» в Литовской ССР сформировали 825-й транспортно-десантный авиационный полк (в/ч 54902) в составе 35-й транспортно-десантной авиационной дивизии. Офицеров отправили на обучение в Торжок, а инженерно-технический состав — на заводы в Саратов и Молотов для изучения новой техники.
В течение 1953 года полк осваивал вертолёты Ми-1у и Ми-4, а также самолёты Ли-2. Уже в 1954 году личный состав участвовал в воздушном параде в Москве и в десантных учениях под Витебском.
Весной 1955 года полк передали в Военно-транспортную авиацию ВВС и переименовали в 825-й военно-транспортный авиационный полк. Летом того же года он снова участвовал в параде в Москве.
В ноябре 1956 года 15 вертолётов Ми-4 из состава полка привлекались для подавления восстания в Венгрии. Весной 1957 года экипажи помогали спасать людей во время наводнения в Чкаловской области и Башкирии.
В 1958 году полк обеспечивал учения наземных войск в разных округах, а также занимался подготовкой лётных кадров для дружественных стран. В 1960 году его передали в подчинение 30-й Воздушной армии Прибалтийского военного округа и переименовали в 825-й отдельный вертолётный полк.
В 1962 году 14 экипажей отправили на Кубу для выполнения правительственных заданий, а в 1963 — ещё 10 в Заполярье. В 1964 году командный состав начал переучиваться на тяжёлые вертолёты Ми-6. Весной 1966 года экипажи вновь занимались спасательными работами — теперь во время паводка на реке Неман.
В 1967 году полк начал осваивать Ми-8 и принял участие в 12 учениях. За успехи его наградили Знаменем ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР.
В июне 1968 года полк по тревоге перебросили с аэродрома «Каунас» на Дальний Восток, в Амурскую область, в район села Среднебелое. Вертолёты сели прямо в поле, и с помощью местной техники военные с нуля построили новый аэродром «Среднебелое».
К концу 1974 года в состав полка вошёл отряд постановщиков помех на вертолётах Ми-10ПП. Позже парк пополнился Ми-6а и Ми-8.
С 1980 года экипажи полка начали выполнять боевые задачи в Афганистане, и полк стал транспортно-боевым. Летом 1982 года его передислоцировали в Хабаровский край, на аэродром «Гаровка», в составе 1-й воздушной армии. Сюда же перевели части обеспечения: 794-й отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (в/ч 42146) и 198-ю отдельную роту связи и радиотехнического обеспечения (в/ч 06989).
Во время войны в Афганистане две из четырёх эскадрилий полка поочерёдно выполняли задания в зоне боевых действий, а две другие оставались на «Гаровке». Экипажи участвовали в Панджшерской, Кабульской и Шинтдантской операциях, ликвидировали группировки мятежников в провинциях Газни, Гардез, Кунар и Суруби. Многие лётчики и техники были награждены орденами и медалями.
Потери были значительными, что и дало полку его народное название — «Полк вдов».
В 1990 году полк с частями обеспечения передали из состава 1-й воздушной армии в подчинение штабу Дальневосточного военного округа. К 1999 году на вооружении оставались одна эскадрилья Ми-6А и две эскадрильи Ми-8Т и Ми-8МТ.
В начале зимы 2000 года в полк начали поступать первые тяжёлые транспортные вертолёты Ми-26 — самые большие в мире. В 2002 году полк передали в состав 11-й армии ВВС и ПВО.
А в 2010 году, согласно директиве Генштаба, полк расформировали. Личный состав и технику передали в 265-ю авиационную базу (в/ч 35471) на аэродроме «Терек». На «Гаровке» же оставили лишь смешанную вертолётную эскадрилью на Ми-8 и Ми-26, которая до сих пор занимает небольшую площадку у технико-эксплуатационной части.
Помимо 825-го полка, на аэродроме базировались и другие части. В 1982 году с «Терека» на «Гаровку» передислоцировали 8-ю отдельную смешанную вертолётную эскадрилью (в/ч 21901). В 1994 году её перевели на аэродром «Обор», где в 1998 году расформировали.
В 1981 году на «Гаровке» сформировали 137-й отдельный вертолётный отряд гражданской обороны (в/ч 28611). В 1992 году его передали в подчинение МЧС, а в 1999 году передислоцировали на «Терек», где переформировали в 171-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью. Сегодня это — Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России.
В 1982 году с «Терека» на «Гаровку» также перевели 12-й отдельный вертолётный отряд (в/ч 21916), который расформировали в 1989 году.
В 1991 году на аэродроме сформировали вертолётное звено управления при авиационной дивизии с аэродрома «10-й участок» (в/ч 32883). Летало оно на Ми-8Т, Ми-8П и Ми-9 (воздушный командный пункт). Позже звено перебазировали на «Терек», где в 1997 году расформировали.
Прогулка по заброшенному аэродрому
Вот мы и у главного КПП. Направо уходит дорога на сам аэродром, налево — в военный гарнизон, о котором мы уже подробно писали. Но всё же заглянем в караульный городок, который тогда остался за кадром.
Раньше в гарнизоне стоял памятник — самолёт Ли-2Т, выпуск которого начался ещё в 1940 году.
Несколько лет назад этот памятник демонтировали и перевезли на центральную авиабазу «Терек», где установили на площадке музея.
Ещё одним экспонатом в военном городке «Гаровка-2» был довольно редкий вертолёт Ми-10ПП. Дети обожали по нему лазить, что часто приводило к травмам из-за его размеров. В итоге вертолёт убрали.
А теперь заглянем в бывший караульный городок недалеко от КПП.
Нам повезло застать его ещё с неспиленными вышками.
Внутренняя территория, как это часто бывает, представляла собой лабиринт из заборов с колючей проволокой.
Вот одно из мест для разрядки оружия после осмотра.
Даже крыша караульного помещения была опутана проволочными заграждениями.
Заглянем внутрь.
Вот место хранения для 13 автоматов.
Но внутри смотреть уже было особенно не на что.
А это хранилище вооружения при караульном помещении.
Здесь сохранился даже сайт учёта.
Различные инструкции.
И кучи стреляных гильз от сигнальных ракетниц.
Немного озадачили найденные на складах коробки от малокалиберных спортивных винтовок.
Одна из огневых точек, прикрывавших здание.
Наземные склады неподалёку в гарнизоне.
Небольшая котельная.
Ну а теперь пройдём на сам аэродром.
Мы идём по бывшей рулёжной дорожке, по которой когда-то taxiровали самолёты.
Сначала заглянем за этот КПП к позиции радиотехнической системы посадки (РСП) в/ч 35471-И, где стояли радиолокационные станции.
Здесь даже была своя баня.
Внутри этого кунга на крыше был смонтирован бак для воды.
Вот остатки позиции РЛС. У бокса виден сгоревший кунг от аппаратуры, а на крыше раньше стоял приводной маяк.
Внутри гаража, помимо техники, были склады запасных частей (ЗИП) и отделённый стеной дизель-генератор.
Разбитое зеркало и кусок прицепа — всё, что осталось от того маяка.
Рядом валялся кожух от дизель-генераторной электростанции.
По кустам разбросано несколько прогнивших кунгов.
Рядом с КПП было оборудовано небольшое подземное овощехранилище.
Проходим мимо ещё действовавшей на тот момент подстанции.
И держим путь к антенному полю командно-диспетчерского пункта (КДП).
А вот и сам КДП — трёхэтажное здание с большой застеклённой кабиной на крыше.
Конечно, мы не могли не заглянуть внутрь.
Внутри, разумеется, всё было разбито и разграблено.
Рубка дежурного радиста небольшого радиоузла.
Повсюду валялась документация на оборудование связи.
Останки разграбленных мародёрами стоек.
Стёкла от сигнальных маяков.
Целые пачки различных карт.
В целом довольно пусто и сыро.
