Практически полностью заброшенный военный аэродром "Гаровка" с ВПП длиной 2280 метров и позывным "Боярин", где базировался 825-й отдельный вертолётный транспортный боевой полк, принимавший участие в боях в Афганистане и прозванный местными жителями как "Полк вдов".
Но этот аэродром был отнюдь не только вертолётным и берёт свою историю ещё с довоенных времён.
Если вам не интересно читать большой текст с историей, то можете просто его пролистать и сразу перейти к просмотру фотографий.
В разные годы на аэродроме базировались авиаполки истребительной авиации:
300-й истребительный авиационный полк в.ч. 65373 был сформирован в течении зимы 1940-1941 гг. в Амурской области на аэродроме "Архара" на базе 29-го истребительного авиационного полка смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил 2-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта на самолётах И-15бис и И-16.
В марте 1941 г. полк был передислоцирован в ЕАО на аэродром "Жёлтый яр", а летом на соседний аэродром "Бабстово", где к 1944 г. был перевооружён на самолёты Як-9.
В течении августа-сентября 1945 г. полк участвовал в Сунгарийской наступательной операции, Маньчжурской операции, Южно-Сахалинской операции и Курильской десантной операции, за что 14 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награждён орденом Красной Звезды.
В октябре 1945 г. полк был передислоцирован в Хабаровский край на аэродром "Гаровка", откуда через месяц убыл в Китай на аэродром "Мукден", где пробыл до начала весны 1946 г., после чего вновь вернулся на "Гаровку".
Но уже в середине лета вновь передислоцирован на аэродром "Куйбышевка-Восточная", где пробыл до 1948 г.
Летом 1948 г. полк вновь был передислоцирован в Амурскую область на аэродром "Возжаевка", где дислоцировался до 1977 г.
К 1954 г. 300-й ИАП получил новые машины МиГ-15, к 1972 г. МиГ-17, а к 1977 г. МиГ-21 ПФМ.
В 1957 г. полк был передан в состав войск ПВО и получил наименование 300-й истребительный авиационный ордена Красной Звезды полк ПВО
В 1977 г. полк был передислоцирован на аэродром "Переяславка", передан в состав 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа и получил наименование 300-й авиационный ордена Красной Звезды полк истребителей-бомбардировщиков. На новом месте дислокации он стал переучиваться на новые машины МиГ-23 БМ, а в 1980-х гг. на МиГ-27.
В 1994 г. в ходе сокращения Вооружённых Сил полк был расформирован.
912-й истребительный авиационный полк был сформирован в ЕАО на аэродроме "Бабстово" (но это не точно) весной 1943 г. на основе 912-го смешанного авиаполка военно-воздушных сил 15-й армии Дальневосточного фронта и вошёл в состав 253-й штурмовой авиационной дивизии 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта.
В конце весны 1943 г. полк стал получать на вооружение новые машины И-15бис. Весной 1944 г. Як-7б, летом того же года Як-9Д.
В декабре 1944 г. полк был передан в состав 254-й истребительной авиационной дивизии 10-й Воздушной Армии Дальневосточного фронта имея в боевом составе самолёты Як-7б, Як-9Д, И-15бис, По-2 и Як-7В.
К лету 1945 г. полк был полностью перевооружен на истребители Як-9М и Як-9Т на которых в составе 254-й истребительной авиационной дивизии 10-й Воздушной армии 2-го Дальневосточного фронта принимал участие в Советско-японской войне и за участие в боевых действиях против японских войск на территории Китая, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. был награжден орденом "Красного Знамени".
В сентябре 1945 г. дивизия вместе с полком перешла в состав 12-й воздушной армии Забайкальско-Амурского военного округа, а в ноябре был передислоцирован в Хабаровский край на аэродром "Гаровка", где пробыл до середины лета 1946 г.
Летом 1946 г. полк был передислоцирован на аэродром "Куйбышевка-Восточная", а весной 1947 г. на аэродром "Возжаевка", где был расформирован в связи с сокращением военно-воздушных сил, а техника и пилоты были распределены между 300-м, 301-м и 302-м истребительными авиаполками.
А в 1980-х гг. началась вертолётная история аэродрома.
Несомненно главным вертолётным полком на аэродроме был 825-й ОТБВП.
Его история берёт своё начало с 5 декабря 1952 г., когда на основании Директив Заместителя МО СССР и Командующего Транспортно-Десантной Авиации Воздушно-Десантных Войск на аэродроме " Алексотас" Литовской ССР был сформирован 825-й Транспортно-Десантный Авиационный Полк в.ч 54902 в составе 35-й Транспортно-Десантной Авиационной Дивизии. Офицеры руководящего состава полка были отправлены в 6-й учебно-тренировочный центр ВВС в г. Торжок, а инженерно-технический состав на заводы МАТ в г. Саратов и г. Молотов, для изучения материальной части.
В течение 1953 г. полк изучал авиатехнику и производил полеты на вертолетах Ми-1у и Ми-4, а также самолетах Ли-2. Уже в 1954 г. личный состав полка участвовал в воздушном параде в г. Москва и на десантных учениях на аэродроме "Витебск".
Весной 1955 г. полк был передан в состав ВТА ВВС, в связи с преобразованием Транспортно-Десантной Авиации ВДВ в Военно-Транспортную Авиацию ВВС и переформирован в 825-й военно-транспортный авиационный полк, а летом вновь принимал участие в параде сил ВВС в г. Москва.
В ноябре 1956 г. 15 вертолетов Ми-4 полка принимали участие в подавлении мятежа в Венгерской народной республике.
Весной 1957 г. экипажи полка выполняли спасательные работы во время наводнения в Чкаловской области и Башкирской АССР.
В 1958 г. экипажи полка выполняли задачи по обеспечению учений наземных войск в разных военных округах и переучивали лётные составы в дружественных республиках.
В 1960 г. полк был передан в подчинение 30-й Воздушной Армии ПрибВО и переименован в в 825-й отдельный вертолётный полк.
В 1962 г. 14 экипажей полка убыли для выполнения правительственных заданий на Кубу, а в 1963 г. ещё 10 экипажей в Заполярье.
В 1964 г. экипажи руководящего состава полка были переучены на вертолёты Ми-6.
Весной 1966 г. экипажи полка выполняли спасательные работы во время паводка на реке Неман.
В 1967 г. полк начал переучивание на вертолёты Ми-8 и принял участие в 12 лётно-тактических учениях, и за успешное выполнение поставленных задач был награжден Знаменем ЦК КПСС Президиума Верховного Совета СССР.
В июне 1968 г. полк во время учебной тревоги полным составом был передислоцирован с аэродрома "Каунас" на Дальний Восток в Амурскую область район села Среднебелое, где вертолёты сели на чистое поле, и при помощи техники местных совхозов с нуля создали новый аэродром "Среднебелое".
К концу 1974 г. в состав полка вошел отряд постановщиков помех на вертолетах Ми-10ПП. Позже полк пополнился машинами Ми-6а и Ми-8.
С 1980 г. экипажи полка начали принимать участие в боевых операциях в Демократической Республике Афганистан и стал Транспортно-Боевым.
Летом 1982 г. полк был передислоцирован в Хабаровский край на аэродром "Гаровка" в составе 1-й ВА ДальВО с частями обеспечения 794-й ОБАТО в.ч. 42146" и 198-я ОРС и РТО в.ч. 06989.
Во время Афганской войны две из четырёх эскадрилий поочерёдно выполняли боевые задачи в Афганистане, а две оставались на аэродроме постоянного базирования. За период боевых действий экипажи полка участвовали в Панджшерской, Кабульской и Шинтдантской операциях, и выполняли задачи по ликвидации банд мятежников в провинциях Газни, Гардез, Кунар и Суруби. За участие в боевых действиях составы экипажей были награждены боевыми орденами и медалями.
Соответственно были и потери, причём не маленькие, в следствии чего полк получил народное название "Полк вдов".
В 1990 г. полк с частями обеспечения был передан из состава 1-й ВА ДальВО в подчинение штабу Дальневосточного Военного Округа.
К 1999 г. на вооружении полка находилась одна эскадрилья вертолётов Ми-6А и две эскадрильи вертолётов Ми-8Т и Ми-8МТ.
В начале зимы 2000 г. в полк начали поступать первые вертолёты Ми-26. Это самые большие транспортные вертолёты в мире.
В 2002 г. полк был передан в состав 11-й Армии ВВС и ПВО Дальневосточного Военного Округа.
А в 2010 г. на основании Директивы Генерального Штаба от 04. 12. 2009 г. полк был расформирован. Личный состав и техника были переданы в состав 265-й Авиационной Базы в.ч. 35471, базирующейся на аэродроме "Терек", а на аэродроме "Гаровка" в составе авиабазы была оставлена смешанная вертолетная эскадрилья на вертолётах Ми-8 и Ми-26, техника которой занимает небольшую площадку у ТЭЧ по сей день.
Также в 1982 г. с аэродрома "Терек" на "Гаровку" была передислоцирована 8-я отдельная смешанная вертолётная эскадрилья в.ч. 21901, которая в 1994 г. была передислоцирована на аэродром "Обор", где в 1998 г. была расформирована.
Также в 1981 г. на аэродроме "Гаровка" был сформирован 137-й отдельный вертолётный отряд Гражданской Обороны в.ч. 28611. В 1992 г. отряд был передан в подчинение МЧС, а в 1999 г. передислоцирован на аэродром "Терек", где был переформирован в 171-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью. В настоящее время является ФГБУ "Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России".
В 1982 г. на аэродром "Гаровка" с аэродрома "Терек" был передислоцирован 12-й отдельный вертолётный отряд в.ч. 21916, который был расформирован в 1989 г.
В 1991 г. на аэродроме "Гаровка" было сформировано вертолётное звено управления при в.ч. 32883 авиационной дивизии с аэродрома "10-й участок" на вертолётах Ми-8Т, Ми-8П иМи-9 ВКП. Звено было передислоцировано на аэродром "Терек", где в 1997 г. расформировано.
Ну вот мы и у цели перед главным КПП. Направо уходит дорога на аэродром, а налево в военный гарнизон, о котором мы уже писали большой подробный пост. Но всё же заглянем туда в караульный городок, который мы не охватили в обзоре про гарнизон.
В гарнизоне раньше был установлен в качестве памятника самолёт Ли-2Т, который начали выпускать в 1940 г.
Несколько лет назад этот памятник демонтировали и перевезли на центральную авиабазу "Терек", установив на открытой площадке музея аэродрома.
Один из довольно редких вертолётов Ми-10ПП также был установлен в военном городке "Гаровка-2" в качестве экспоната. По нему очень любили лазать дети и это часто приводило к травмам в виду его размеров, и в итоге вертолёт был демонтирован с площадки.
Ну а теперь заглянем в бывший караульный городок недалеко от КПП.
Нам довелось застать его ещё с неспиленными вышками.
Внутренняя территория как, принято в подобных городках, представляла из себя лабиринт из заборов с колючей проволокой.
Одно из мест для разрядки осмотра оружия.
Даже крыша караульного помещения здесь была опутана проволочными заграждениями.
Заглянем внутрь.
Место хранения 13 единиц автоматов.
Но внутри смотреть было уже особо не на что.
Хранилище вооружения при караульном помещении.
Здесь сохранился сайт учёта.
Различные инструкции.
И кучи стрелянных гильз от сигнальных ракетниц.
Немного ввели в недоумение найденные на складах коробки от малокалиберных спортивных винтовок.
Одна из прикрывавших здание огневых точек СПС.
Наземные склады неподалёку в гарнизоне.
Небольшая котельная.
Ну а теперь пройдём на сам аэродром.
Мы движемся по бывшей рулёжной дорожке для когда-то базировавшихся здесь самолётов.
Первым делом заглянем за этот КПП к позиции РСП в.ч. 35471-И, где располагались радиолокационные станции системы посадки.
Здесь была своя баня.
Внутри этого кунга на крыше был смонтирован бак для воды.
Останки позиции РЛС. У бокса виден сгоревший кунг от аппаратуры, а на крыше раньше стоял приводной маяк.
Внутри гаража помимо техники раньше располагались склады ЗИП и отделённый стеной дизель-генератор.
Разбитое зеркало и кусок прицепа это всё, что осталось от когда-то установленного на крыше маяка.
Рядом со зданием валялся кожух от дизель-генераторной электростанции.
По кустам разбросано несколько гнилых кунгов.
Рядом с КПП ещё было оборудовано небольшое подземное овощехранилище.
Проходим ещё действующую на тот момент подстанцию.
И держим путь к антенному полюкомандно-диспетчерского пункта.
А вот и сам КДП, представлявший собой трёхэтажное здание с большой остеклённой кабиной на крыше.
Конечно мы не могли не заглянуть внутрь.
Конечно внутри всё уже было разбито и разграблено.
Рубка дежурного радиста небольшого радиоузла.
Повсюду встречалась различная документация на оборудование связи.
Останки разграбленных мародёрами стоек.
Стёкла сигнальных маяков.
Различные карты целыми пачками.
В целом довольно пусто и сыро.
Запасные радиолампы встречались целыми коробками.
Окутанный паутиной старый противогазный фильтр с кучей пойманных мух. Пауки тут себя явно чувствуют хорошо.
Главный пульт в кабине КДП. Вернее то, что от него осталось на момент посещения.
Последняя запись в оставленных документах датирована 2010 г. Хотя до 2014 г. здесь всё ещё охранялось.
По углам кабины располагались интересные вогнутые зеркала. Интересны они тем, что показывают не привычное отражение как в домашних зеркалах, а развёрнутое как экран фронтальной камеры на вашем смартфоне.
Повсюду разбросаны различные схемки.
Вид на рулёжную дорожку.
И выезд на ВПП. Давайте пройдём туда.
Вот мы и на взлётно-посадочной полосе ВПП 04/22 длиной 2281 и шириной 37 метров.
ВО время базирования здесь вертолётных полков полоса принимала транспортную авиацию.
Теперь она стоит заросшей и не используется.
У рулёжки мы нашли один из домиков частей обеспечения со складами.
Что здесь хранилось уже не ясно. Возможно топливо.
Одно из крохотных убежищ личного для состава красиво заросшее цветами.
Площадка складов вооружения.
Самый обычный ангар.
И конечно караульная вышка.
Вид на аэродром. В небе виден вертолёт ещё базирующейся на краю аэродрома эскадрильи.
Вот такая эстакада, обустроенная прямо на рулёжной дорожке.
Очередное убежище личного состава.
А это бывшая площадка для авиатехники.
Когда-то здесь было так.
Ну и напоследок заглянем к действующей части.
Где ещё стоит несколько вертолётов Ми-26 и Ми-8.
Периодически они летают и сбрасывают парашютистов.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.