Это Дмитрий Дрозд. Продолжение поездки вокруг Ладоги. Полный перечень предыдущих частей в конце заметки.
Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему.
Не, ну, вы поняли всё? А это язык чиновников от туризма республики Карелии! В общем, итог этого языка есть. В Карелии в 10 раз меньше официальных туристов в году по сравнению с соседней Финляндией. Большинство знают основные места: Кижи, Валаам, Соловки, Кивач, Рускеала и Марципальные воды. Более продвинутые еще в курсе про петроглифы, Воттоваару, Паанаярви и Юканкоски (Белые мосты). И это практически всё.
А ведь Карелия в два с лишним раза больше по площади Австрии или Чехии! И всего почти в два раза меньше соседней Финляндии. Совсем не маленький регион. Настоящая страна озер, рек, лесов, камня и руд. Только вот никому большинство достопримечательностей не известно!
Этнографический туризм в Карелии полудохлый. О причинах этого я в итоговом материале порассуждаю.
А туризм, связанный с памятниками индустриального наследия и с геологией, умер, так и не успев толком родиться. (Финляндия выделила гранты, их проели, толком ничего не родили, за гранты отчитались).
А одна из причин очень своеобразная.
Учёные ненавидят туристов. Так как туристам все нужно разъяснять простым и понятным языком, а с точки зрения ученого это ниже их достоинства. А еще им надо тайн и зрелищ! Поэтому у нас весь геологический и индустриальный туризм – сухие, никому не понятные слова, формулы и таблицы и прочая ненужная и неинтересная научная хрень для обычного обывателя.
В прошлом материале я столкнулся с данной проблемой. Все современные труды про увлекательную геологию Карелии написаны эзоповым языком для туриста. Читаешь и нихрена не понимаешь!
Знаете, где нашел пояснения простым и понятным зыком? В серии книг «Наука о Земле», издаваемая в СССР с 1967 по 1984 год. Ага, в принципе, в то время много отличной научно-популярной литературы издавалось, вот только я не сразу догадался искать ответы на простом языке на свои вопросы. Пару прочитал, захотелось изменить свои предыдущие статьи Увлекательно, доходчиво и доступно!
Еще больше трэша добавляют чиновники! Они создают специализированные комитеты, ассоциации, рабочие группы, издают распоряжения и приказы. Формируют правила, стандарты в деятельности, о которой имеют самое далекое отношение. И работать становится совсем невозможно.
Кстати, мои опусы бесят и первых и вторых. Ну и хрен с ними! Сегодня о незаслуженно забытом, но при этом уникальном объекте индустриального наследия Карелии.
Тулмозерский чугунолитейный завод
Первое упоминание о промышленном производстве железа в Тулмозерье относится к 1761 г., когда на истоке реки Туломы был построен железоделательный завод Ивана Бармина. Проработал правда недолго.
Как писал Озерецковский «Путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» в 1805 году:
«Туломозерский железоплавиленный заводолонецких купцов Ивана Бармина, Ивана Игачевского и Матвея Чогина находится в Туломозерском погосте и лежит по левую сторону реки Туломы, выходящей из Тулома озера и впадающей в Ладожское озеро. Построен в 1761 г.; строения в нем: домна, плотина, молотовая фабрика о двух горнах с четырью молотами, сыродутная фабрика о трёх печах, стальная фабрика, кузница о трех полугорнах и две мельницы, пильная и хлебная. Железная руда доставлялась на оный из шестнадцати урочищ, не далее сорока верст от завода лежащих. В действии находился по 22 число апреля 1778 г. и уже по остановлении всех работ в 1779 г. июня 27 числа отдан от упомянутых содержателей на аренду на 12 лет майору Ивану Логинову, который за него и не принимался.»
Там забавная и интересная история, закончившееся долговой тюрьмой Бардина и бегством Логинова. Но сейчас не про нее.
А дальше развитие завода было ввиду очень интересного факта:
В конце XIX века по существовавшим в то время правилам каждый желающий (за редким специально оговоренным исключением) мог подать заявку на поиск и разведку полезных ископаемых. Зарегистрировав такую заявку и внося определенную плату (30 рублей в год за одну заявленную площадь), заявитель получал дозволительное свидетельство на право производить разведку, с рубкой деревьев и копкой шурфов. При желании разрабатывать разведанное месторождение обладатель действующего дозволительного свидетельства имел право заключить договор аренды земельного участка с целью добычи того, что он там нашёл.
Кроме того, следует обратить внимание на любопытную особенность правил добычи полезных ископаемых, закреплённых на законодательном уровне того времени. Если на протяжении трёх лет владелец рудника не добывал более 100 пудов руды в год, то действие договора на добычу руды прекращалось, и рудник объявлялся тунележащим.
Вот так, все просто и очень эффективно! Дальше еще забавнее.
До 1872 г. на крестьянских землях Тулмозерского общества местные крестьяне в течение некоторого времени добывали «железный блеск» – гематит, который возили на железоделательный завод Люппико в Питкяранте. Особенность ситуации заключалась и в том, что завод в Питкяранте в то время находился на территории Великого княжества Финляндского, а Тулмозерье – в Олонецкой губернии.
В 1872 году внук изобретателя Кулибина, горный инженер Константин Кулибин проводит изыскательские работы и исследовав рудные залежи, приходит в выводу, что из-за особенности залегания руды ее себестоимость будет очень и очень дорога: 18 копеек за пуд (К. Кулибин «О месторождении железных руд в крестьянском наделе Туломозерской дачи» СПб, 1873 г.)
Но неизгладима тяга определенных лиц к простой наживе. И тут некто А.Ф.Красильников, разработав бизнес-план, посчитал, что надо построить завод для данных руд на реке Видлица ценою 1 миллион рублей (средняя зарплата сотрудника подобного завода составляла 16 рублей в месяц) и ведь умудрился проект втюхать Великому Князю Николаю Николаевичу старшему (третий сын императора Николая I) аж за 650 000 рублей! За эти деньги Великий Князь приобрел материалы геологических изысканий, сортировочный сарай, пороховой амбар, кузницу, некие инструменты и 400 кубических саженей добытой руды. В последующие полтора года Великий Князь потратил еще 260 451 руб. денег, покуда в Тулмозерье не приехала высокая комиссия из Министерства Уделов для проведения ревизии. И по российской классической схеме - несмотря на потраченные уже 910 451 руб., ни о каком заводе и добыче руды речи даже не шло. Правда, зачем-то был куплен пароход «Инженер». Как все знакомо то!
Все снова было заброшено, но в 1891 году, после смерти Великого Князя, проект по наследству перешел к его сыну – Петру Николаевичу.
В 1895-1897 гг. Путиловский завод построил свой собственный чугуноделательный завод на берегу Ладоги в устье реки Видлица для выполнения государственного заказа (военные заказы, рельсы для железной дороги и т. д.). Это никак не могло уйти от желания сильного мира сего тоже попасть в струю! И в 1896 году зарегистрирован Устав Акционерного общества «Сталь». Я упущу очень забавную историю с деньгами и кучей разных купцов в проекте, но суть одна: рублей не жалели от слова совсем! В проект вписался Санкт-Петербургский Международный банк и были самые разные обращения к различным чиновникам, включая и письма к министру С.Ю.Витте! В общем, мега проект! Даже была запроектирована железная дорога 50 километров от Ладоги то Тулмозера!
При планировании деятельности общества «Сталь» считалось, что в переплавку будет направляться 10 000 000 пудов руды в год. Часть руды (3 000 000 пудов) будет переплавляться на чугун в Тулмозерском заводе, другая часть – вывозиться на другие Олонецкие заводы. В первый год работы общества планировалось переработать только 3 000 000 пудов руды (половину на Тулмозерском заводе, другую половину – на Олонецком).
Домны работали на древесном угле. Чугун, который получался при таком производстве, был самого лучшего качества – он хорошо ковался и слабо подвергался коррозии. Практически все нам известные кованые изделия (решётки, ограды, памятники, колонны) были сделаны из чугуна, выплавленного на древесном угле. Дело в том, что при такой плавке в металл не попадали вредные примеси – сера, фосфор и т. д. А вот чугун, который производили в домнах на угле или коксе, наполнялся этими примесями, поэтому был хрупок и не ковался.
А я раньше не понимал, почему чугунная посуда легко трескается, а куча исторических решеток кованные. А тут вон, как оказывается!
Практически всё оборудование для завода поставлялось из Европы: кауперовские аппараты были заказаны у фирмы Heinrich Stöhler из Weidenau (Германия), воздуходувные машины также из Германии фирмы Ochellhauser Maschinenfabrik-Jiegen, а шамотный кирпич купили у английской компании Сowen&Сo из Blaydon.
Для обеспечения строительства необходимыми материалами в 6,5 верстах был построен и запущен кирпичный завод, а в 5,5 км – лесопильный завод.
За это же время были построены 63 версты дорог, выкопан канал, возведена плотина, расчищены пороги на речках. Был подготовлен проект строительства железной дороги от завода до Салмис (современный посёлок Салми), проложена телеграфная линия. В Салмисе была сооружена пристань и приобретён передвижной паровой кран, был куплен пароход «Тармо» (про предыдущий пароход как-то все забыли), построены административные и жилые здания.
Завод выпустил первый чугун в 1897 году. И его себестоимость выходила 25 копеек, вместо 15 расчетных! Деньги кончились, постройку железной дороги отложили до лучших времен… Банкир стал избавляться от акций, государственных заказов так и не появилось. Для полного счастья выяснилось, что большая домна, после запуска имела конструктивные просчеты и была полностью снесена, для постройки новой! Вместо ожидаемых 300 000 пудов штыкового чугуна было получено всего 13 937 пудов чугуна плохого качества…
Но и все эти проблемы все равно не остановили деятельных чиновников! И они построили новую домну! Которая с сентября 1900 года начала свою работу. Но руда оказалась низкого качества, и себестоимость товарного чугуна в 1901 году составила 72 копейки за пуд, что превышало рыночную стоимость чугуна в Санкт-Петербурге! В 1902 году разразился экономический кризис и стоимость пуда чугуна упала до 40 копеек.
Завод к этому времени имел уже долгов на 300 000 рублей, несколько миллионов вложенных рублей накрылись медным тазом. И вот в 1902 году к нему окончательно пришел большой пушной зверек.
За короткой период своей деятельности (3 года) на заводе было выплавлено всего 518 866 пудов чугуна (около 8 300 тонн). Для сравнения, Видлицкий завод такое количество чугуна выплавлял всего за один год.
Самое забавное, что нерациональность разработки месторождения полностью зафиксирована Константином Кулибиным в 1873 году. Зато сколько интересных и неизвестных сейчас господ нехило нажились на этой железнорудной афере конца XIX – начала ХХ века!
Потом его несколько раз пытались реанимировать, в 1915 году, далее в 1932 году и в 1939 году окончательно забросили этот вопрос.
Данный объект стал именно таким атмосферным буквально недавно, ведь еще в 40-х гг. XX века он был относительно «свежей» заброшкой, которых сейчас у нас по стране просто тысячами! Но за прошедшие 75 лет, было утащено и растащено все, что представляло ценность и сейчас это очень аутентичные руины, производящие неизгладимое впечатление!
И в завершение, подход финнов (которые, кстати, профинансировали все изыскательные работы по истории Тулмозерского чугунолитейного завода) к подобным памятникам истории.
Старый рудник в окрестностях г. Оутокумпу. В настоящее время на территории бывшего рудника построено поле для гольфа, созданы музеи. В музеях представлены история работы рудника и рассказываются истории о жизни горняков. Подземное пространство используется для лекционного зала и кафе.
И мое собственное отдельное завершение:
Дорогой горных промыслов – отдельное, увлекательное и очень интересное путешествие по Карелии и этим летом я его совершу. Будет новый, и верю, что необычный маршрут по Карелии.
Предыдущие части, тыкайте на ссылки:
1. Трилобиты и русско-шведская граница XVII века
2. Первый Стольный град на Руси
3. Вепсы, Чуди, Древняя Русь и при чём тут Вепсский лес?
4. Юксовское озеро и причем тут юксовская болезнь?
5. Единственная в России деревянная церковь, стоящая на историческом месте, которой более 500 лет!
6. Подпорожское серебряное кольцо деревянных церквей
7. Ahvansilmn или крепость Глаз Росомахи
8. Увидеть то, что пока еще уцелело
9. Гостеприимные чудяки и куклы без лица
10. Забытый остров Брусно. Онежское озеро.
11. Единственное в России (а может и в мире) месторождение малинового кварцита
12. Отдых на песчаных пляжах Онежского озера.
13. Как в Карелии повернули реку и уничтожили живописные водопады
14. О вулканах в Карелии, популяризаторах туризма и заброшенном аэродроме.
15. Водопад Кивач. Лошадь сдохла — слезь!