В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г. Свободный началось строительство нового военного аэродрома под названием "Орловка", а помимо гарнизона при аэродроме, на месте одноимённого села в километре от аэродрома началось строительство большого военного городка для семей офицеров. Но помимо этого здесь же началось строительство ещё одного куда более секретного объекта, а именно ремонтно-технической базы РТБ 12-го ГУ МО, на территории которой в подземных хранилищах хранились и обслуживались специальные боевые части (ядерные) для ракет ПВО.
Но обо всём по порядку.
К 1973 г. военный городок был достроен и получил название "Серышево-4", а к осени того же года был принят в эксплуатацию и сам аэродром, на который передислоцировался 404-й Таллинский Ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк.
Сам полк начал свою историю в 1944 г., когда в составе 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО Ленинградской армии ПВО согласно приказу от 12.05.1944 г. был сформирован 404-й ИАП, вооружённый самолётами Як-9 и уже 10 июня приступил к выполнению боевых задач в боевых действиях против фашистской Германии.
В сентябре 1944 г. полк принимал участие в Таллинской операции, отличившись в боях за овладение столицей Эстонской ССР г. Таллин, за что приказом Народного комиссара обороны от 22 октября 1944 г. 404-му истребительному авиационному полку было присвоено почётное наименование "Таллинский".
А спустя месяц указом Президиума ВС СССР от 16 декабря 1944 г. полк был награждён орденом Кутузова III степени за овладение островом Сарема (Эзель) и проявленные при этом доблесть и мужество.
1 января 1945 г. 404-й ИАП был исключён из действующей армии и после ряда переформирований весной был отправлен по железной дороге на Дальний Восток в Приморский край, после чего его ждала насыщенная на переподчинения и передислоцирования история.
С 6 мая полк был включён в состав 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО Приморской армии ПВО и базировался на аэродроме "Григорьевка".
В начале лета 1945 г. полк получил 27 истребителей Як-9М, на которых в период с 8 августа по 3 сентября принимал участие в Советско-японской войне, после чего вернулся на аэродром базирования "Григорьевка" и получил очередное почётное наименование "Уссурийский".
К концу зимы 1946 г. полк получил самолёты Як-9У из расформированного 429-го ИАП ПВО и с 1 июля вместе с дивизией вошёл в состав вновь сформированного 1-го истребительного авиационного корпуса ПВО Дальневосточного округа ПВО.
В 1949 г. полк был передислоцирован на аэродром "Коммуна имени Ленина", где в 1951 г. был перевооружён на реактивные истребители МиГ-15.
В мае 1953 года полк вместе с дивизией был переподчинён из 65-го истребительного авиационного корпуса 54-й воздушной армии в состав ВВС Тихоокеанского флота, а в сентябре 1956 г. был передан в 7-ю истребительную авиационную дивизию ВВС ТОФ и передислоцирован на аэродром Центральная Угловая.
А с февраля 1957 г. полк в составе 7-й истребительной авиационной дивизии ПВО передан из ВВС ТОФ в подчинение Отдельной Дальневосточной армии ПВО и стал переучиваться на самолёты МиГ-17.
В 1959 г. в полк стали поступать первые самолёты МиГ-19П и в 1960 г. переподчинён в состав ВВС Дальневосточного военного округа, и передислоцирован на аэродром "Новороссия".
С 1 августа 1965 г. полк вошёл в состав 303-й истребительной авиационной дивизии Особой Дальневосточной воздушной армии и в этом же году перевооружён на МиГ-21СМ.
А в 1967 г. 404-й ИАП был передислоцирован на аэродром "Кремово".
В 1973 г. полк был передислоцирован в Амурскую область на свой последний аэродром "Орловка", где в 1978 г. получил на вооружение самолёты МиГ-23М.
С 1983 г. полк вошёл в состав 33-й смешанной авиационной дивизии 1-й воздушной армии, а к 1986 г. был переучен на МиГ-29 и переведён в состав 28-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии.
Осенью 1996 г. полк получил свои последние новые самолёты Су-27, одновременно продолжая эксплуатировать МиГ-29.
Но в августе 2000 г. 404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк был расформирован, а регалии полка были переданы в 23-й истребительный авиационный полк, который был сформирован из убывших с аэродрома действующих самолётов 404-го и 60-го истребительных авиационных полков.
А в 2001 г. аэродром был заброшен.
Так выглядел сам аэродром с ВПП длиной 2500 и шириной 44 метра. На стояночных местах было оборудовано 44 укрытия для самолётов.
Но к сожалению сам аэродром мы посетить не успевали по времени, т.к. были в этих местах лишь проездом и очень спешили, поэтому ограничились лишь посещением заброшенного в 2001 г. военного городка, где проживали семьи офицеров и хранилищами ядерных боеголовок РТБ.
Но тем не менее мы постарались сделать самый информативный по в интернете по истории пост о этих местах.
Начнём с городка.
Для комфортного проживания семей военнослужащих в городке было построено 8 пятиэтажных жилых зданий, общежитие, дом офицеров, спортивный клуб, детский сад, столовая и если верить описанию в интернете сразу два магазина военторга.
Теперь же он представляет из себя пустые безжизненные бетонные коробки.
После распада СССР инфраструктура начала приходить в упадок, а с середины 1990-х гг. финансирование практически прекратилось и лётным экипажам стали задерживать зарплату.
Если верить информации в интернете, дошло до того, что в 1998 г. семьями военных была заблокирована взлётно-посадочная полоса с требованием погасить пятимесячную задолженность и военный транспортный самолёт попросту не мог взлететь.
Насколько успешной была эта попытка в итоге мы не знаем, но в 2001 г. аэродром и сам гарнизон были заброшены.
Внутри зданий не сохранилось ничего.
В общем печальное зрелище.
Но собственно заехали мы в эти места не столько ради военного городка, сколько ради другого места.
Недалеко от городка с главной дороги к аэродрому был неприметный отворот, ведущий на территорию бывшей РТБ "Серышево-4" 12-го Главного Управления Министерства Обороны.
По пути к РТБ находилась так называемая точка "Берёза" отдельного батальона автоматизированного управления ОБАУ ВВС в.ч. 61799.
Если ничего не напутали, то у них был позывной "Фаза".
А рядом располагалась часть ПВО в.ч. 75310М, на вооружении которой стояли пусковые установки С-200.
Сама часть РТБ в.ч. 47033 находилась ещё дальше по дороге. Когда-то она была закрытой и имела свой штаб, казарму, столовую, котельную, магазин с продовольственным складом, автопарк и хоздвор с картофельным полем. Правда из этого ничего не уцелело.
Чуть дальше бывшей части находилось то, что нас интересовало здесь.
Далее начиналась техзона с тремя хранилищами в обваловке, одно из которых являлось сборочным цехом. Здесь и хранили ядерные боевые части для ракет, причём вероятно для ракет ПВО.
Да-да, ракеты ПВО тоже снабжались и снабжаются по сей день специальными боевыми частями, которые в случае повышенной угрозы нападения противника выдаются в войска из РТБ.
Для ЗРК дальнего действия С-200 основной ракетой была 5В21, оснащённая осколочно-фугасной боевой частью 5Б14Ш массой 220 кг, из которых 90 кг занимал заряд из смеси тротила и гексогена "ТГ-20/80".
Но существовали и другие модификации ракеты, например для поражения групповых целей типа 5В28Н, оснащаемые ядерной специальной боевой частью СБЧ ТА-18, для обслуживания которых и была построена данная РТБ.
Когда-то эти хранилища имели подогрев от котельной для поддержания необходимого температурного режима.
Как водится, среди жителей военного городка здешних военнослужащих называли Глухонемыми или Глухарями, за их неразговорчивость о своей службе.
Жаль только от хранилищ тоже уже ничего не осталось.
А на этом всё.
Если вам было интересно, то подписывайтесь на наш сайт и читайте другие наши публикации.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.