Здравствуйте. Когда я говорю о забытой России, перед глазами встают огромные, почти мифические отголоски советского прошлого — времени, когда многое было не просто рентабельным, а жизненно необходимым. Это была эпоха, когда в самой глухой лесной чаще, рядом с железнодорожной веткой, мог вырасти целый поселок, и люди в нем жили, строили планы и были по-своему счастливы.
Лес как основа жизни
Было время, когда главным богатством нашей страны считались не газовые месторождения, а люди. А следом за ними, пожалуй, шёл лес. Он давал возможность существовать, работать, строить будущее целым поколениям. В СССР лесозаготовки велись невероятно активно. Древесина шла на всё: от производства мебели и бумаги для книг до обычных дров, которые согревали дома в суровые зимы.
Рождение узкоколеек
Огромные масштабы работ требовали особого подхода к технике и логистике. Так и стали появляться многочисленные узкоколейные железные дороги (УЖД). Они были кровеносными сосудами лесной промышленности, соединяя удалённые делянки с лесопунктами, куда свозили заготовленную древесину.
После распада Союза большинство этих дорог кануло в Лету, будто их и не было. Но в России ещё остались места, где по узкой колее можно совершить настоящее путешествие во времени, заглянув в прошлое сквозь призму суровой современности. Одно из таких мест — Кобринская УЖД в Кировской области, которая, к удивлению многих, до сих пор работает и служит для вывоза леса.
Посёлок с говорящим именем
Свою историю Кобринская узкоколейка ведёт из посёлка с очень характерным названием — Безбожник. Это имя он получил в 1932 году, в разгар «безбожной» пятилетки. Изначально здесь была всего лишь конная дорога, но уже к 1946 году по этим местам уверенно заходили составы на узкой колее.
Меня лично поразило, что тепловозы до сих пор ходят по этой дороге, увозя лес из глухих делянок. Но этот путь сегодня — уже не та дорога в будущее, какой она была в СССР. Это, скорее, дорога в прошлое.
Правда, которая становится суровее
Вся эта узкоколейка — словно живая иллюстрация жизни российской глубинки. Здесь, как нигде, работает старая поговорка: чем дальше в лес, тем больше дров. Или, перефразируя, чем дальше в лес по этой колее, тем явственнее и суровее становится правда о жизни вдали от больших городов.
Неиспользованный потенциал
А ведь потенциал у таких мест колоссальный. УЖД можно было бы возродить, но уже в новом качестве — сделать туристическим маршрутом по забытым уголкам, дать работу местным жителям из окрестных деревень. Но, увы, что-то или кто-то постоянно мешает воплотить такие идеи в жизнь. И это действительно больно осознавать.
