Зачем в метро показывают время после ухода поезда, а не до прибытия следующего

Раньше я даже не замечала этой особенности, пока однажды мой друг-москвич не обратил на неё моё внимание. Указав на табло в метро, он с иронией спросил, понимаю ли я, почему метрополитен так «издевается» над нами, показывая не то, что нам действительно хочется знать.

Сначала я не уловила сути. Тогда он пояснил: цифры на этих часах означают не минуты до прихода следующего состава, а время, прошедшее с момента отбытия предыдущего. По сути, мы видим, как давно мы опоздали на поезд, а не как скоро придёт следующий.

У моего знакомого даже была на этот счёт своя, довольно философская, теория. Он шутил, что система намеренно заставляет нас сожалеть об упущенных возможностях: «Смотри, всего 30 секунд — и ты мог бы уже ехать!» Я, конечно, не восприняла это как серьёзный заговор, но заинтересовалась вопросом по-настоящему.

Стала обращать внимание на часы в метрополитенах во время поездок по Европе. И правда — везде табло для пассажиров показывали именно оставшееся время до прибытия поезда. Это казалось гораздо более логичным и удобным с точки зрения ожидающего человека.

Ответ я получила совершенно случайно, познакомившись с машинистом метро. Когда я спросила его об этой «странной русской традиции» показывать упущенное время, он только рассмеялся. Оказалось, всё гораздо проще и практичнее.

Настоящее назначение табло

Эти часы изначально устанавливались не для пассажиров, а для работников метро, в первую очередь — для машинистов. Цифры помогают им оценить, насколько далеко ушёл впереди идущий состав. Ориентируясь на эти данные, машинист может скорректировать скорость: немного «поднажать», если предыдущий поезд ушёл давно и интервал увеличился, или, наоборот, выдержать паузу на станции, если он пришёл слишком рано и дистанция между составами сократилась. Так водители поддерживают оптимальный и безопасный интервал движения.

Эта же информация крайне полезна в нештатных ситуациях — например, при задержках или аварийных остановках на линии, помогая диспетчерам и машинистам быстро координировать действия.

А что же пассажиры?

На вопрос, почему же тогда не сделать отдельные, понятные табло для людей, мой знакомый машинист ответил просто. В Москве и Санкт-Петербурге поезда ходят настолько часто, что особой необходимости в отсчёте минут до прибытия нет — долго ждать не приходится. В других городах России метрополитен меньше и не так развит, поэтому вопрос модернизации информационных систем часто отходит на второй план.

Впрочем, любопытно, что уже после нашего разговора я наткнулась в интернете на информацию о том, что на некоторых станциях в России всё же проводили эксперимент — устанавливали табло, показывающие время до прибытия следующего поезда. Чем закончилась эта инициатива, мне выяснить не удалось. Если вам что-нибудь известно об этом — обязательно поделитесь в комментариях!