У меня есть одна ежегодная традиция — отправляться в наш местный затон, чтобы проверить, какие суда появились на этом своеобразном «кладбище кораблей», а какие бесследно исчезли. Это место, куда свозят списанные и проданные с обанкротившихся предприятий плавсредства.
Шанс застать историю
Некоторые из этих судов ещё получают шанс — их ремонтируют, модернизируют и продают. Но большая часть обречена на утилизацию прямо здесь. Если поймать подходящий момент, можно успеть исследовать самые разные интересные экземпляры до того, как они превратятся в груду бесформенного металла. Как-то раз, одной прошлой зимой, мне посчастливилось забраться в рубку настоящего земснаряда!
Земснаряд — это специализированное судно, созданное для углубления дна и добычи полезных ископаемых. Тот, что я нашёл, когда-то работал на расчистке фарватера, но с упадком речного судоходства такие машины стали практически не нужны.
Как устроен земснаряд
Существует два основных типа этих судов: землесосные и многочерпаковые. Передо мной был как раз второй вариант. Если вкратце, его рабочий орган — это рама с черпаками (на схеме обозначены цифрами 1, 2, 3, 5, 7, 10). Её опускают и поднимают специальным механизмом (9), а добытый грунт ссыпается в грунтовый колодец (12). Вдаваться в детали не буду, но общий принцип работы понятен из схемы.
Скорее всего, это судно уже было списано и готовилось к разделке, поэтому на короткое время пребывало в состоянии «заброшки», и новому владельцу-металлоломщику оно было не слишком интересно. Когда корабли покупают на лом, самовольно их уже не разбирают, да и ценного оборудования на борту обычно не остаётся — например, судовой дизель здесь уже давно демонтировали.
Внутри рубки
Мне повезло застать судно в почти идеальном состоянии. Его рубка изнутри мало чем отличалась от рубок рабочих земснарядов того же типа.
Особенно интересно было увидеть два независимых пульта управления с приборами. Один комплекс отвечал за работу самого земснаряда — подъём рамы, работу черпаков. Второй был классическим судовым и управлял движением платформы по воде.
Теперь эти панели покрыты пылью и, скорее всего, уже никогда не оживут.
Грусть по уходящей эпохе
И всё же в этих старых, советских приборах есть своя, особая красота и надёжность. Заброшенные корабли — на мой взгляд, одни из самых атмосферных объектов для исследования, но встречаются они теперь всё реже.
Активная фаза уничтожения речного флота в наших краях, кажется, прошла. То, что осталось, — это обычно минимально необходимое и ещё востребованное. Говорят, в некоторых регионах речные перевозки даже возрождаются, но до нашего Урала такие тенденции, увы, пока не дошли.
Дальнейшая судьба того земснаряда мне неизвестна. Больше я его в затоне не видел. Скорее всего, его разрезали на металл, но в душе остаётся слабая надежда, что его всё же отремонтировали и продали для работы где-нибудь ещё.
