Заброшенное Метро: Подземный Мир Незавершённых Гигантов

Наверху, на улицах Еревана, свирепствует пронизывающий зимний ветер, но здесь, в глубине, царит иная реальность. В сырых и погружённых во мрак тоннелях заброшенного метро непривычно тихо и безмятежно. Подземелье дарит неожиданное тепло по сравнению с поверхностным холодом, создавая уникальную, почти медитативную атмосферу для нашей фотосессии — очередного этапа исследования наследия грандиозных, но так и не реализованных до конца советских проектов.

Бесконечность под ногами

Тоннели, теряющиеся в темноте, кажутся уходящими в бесконечность. Ржавые, ребристые стволы вентиляционных шахт тянутся к далёкому свету. Повсюду — тонны металла, когда-то бывшего частью сложной техники. Гуляя по обычным улицам, невозможно даже вообразить, какие монументальные и поражающие воображение структуры скрыты прямо под твоими ногами.

Наша сегодняшняя локация — площадка метростроя №1, с которой должно было начаться строительство первой линии Ереванского метрополитена. Работы заморозили в лихие 90-е из-за экономического кризиса и больше не возобновляли.

Периодически, вплоть до 2014 года, проскальзывали слухи о найденных инвесторах, готовых вдохнуть в проект новую жизнь. Однако, судя по состоянию на январь 2020-го, здесь ничего не изменилось. Подобная картина, увы, знакома не только Армении — и в России множество линий, заложенных в советскую эпоху, до сих пор остаются на бумаге или в виде таких вот подземных руин.

Загадки подземелья

Масштабы стройплощадки впечатляют, но одно место поражает особенно — огромная подземная камера. Поднявшись по лестницам наверх, мы обнаружили лишь тупиковый тоннель, ведущий в никуда. До сих пор ломаю голову: какую функцию он должен был выполнять?

Удивительно, но даже спустя десятилетия забвения здесь сохранилось множество артефактов. Повсюду валяются остатки вагонеток, мотовозов и прочего металлического оборудования. И это при том, что объект абсолютно не охраняется — доступ сюда свободен для любого любопытствующего.

Размах, который поражает

Вот они, остовы мотовозов, застывшие во времени. Но больше всего потрясает именно размах замысла. То, что вы видите на фото — лишь один участок заброшенной подземной сети. По имеющейся у меня информации, подобных законсервированных площадок в городе как минимум три.

И это не считая дренажных тоннелей под действующими линиями метро, а также различных недостроенных спецобъектов и бункеров метрополитена. По концентрации подобных подземных сооружений Ереван, пожалуй, один из лидеров среди столиц бывших советских республик.

Заброшенное ереванское метро — одно из самых атмосферных сооружений, начатых при СССР и оставшихся незавершёнными. Ржавые тоннели из чугунных тюбингов, остовы техники — это готовая натура для видеоигры или фильма в жанре постапокалипсиса. Удивительно, что кинематографисты до сих пор не оценили этот уникальный антураж.

Следы времени и людей

Ещё несколько кадров из нашей экспедиции. Тёмные, запылённые коридоры, опрокинутые вагонетки, кое-где — следы пребывания не самых сознательных исследователей заброшек в виде настенных надписей.

На границе двух миров

В конце концов, блуждания по заброшенным тоннелям привели нас к замурованной стене — забутовке. Через узкую щель можно разглядеть оборотные тупики действующей станции «Дружба». Если замереть и прислушаться, то через несколько минут доносится отдалённый гул проходящего где-то в глубине поезда…

Из года в год циркулируют слухи, что линию всё же достроят и работа здесь закипит снова. Как вы думаете, удастся ли современному Еревану реализовать проект, задуманный ещё в Советском Союзе?

Алёна «Biolena» — для проекта NordSkif & Co (удобнее всего следить за всеми новыми публикациями проекта, в нашей группе вконтакте — вступайте, там же есть каталог публикаций по рубрикам и регионам)