Как советский прожектор на УАЗе помогает сажать самолёты в чистом поле

Здравствуйте, друзья! Давайте представим себе сложную ситуацию: военно-транспортному самолёту Ил-76 требуется срочно совершить ночную посадку, а подходящего аэродрома поблизости нет. Конструкция этого воздушного судна позволяет ему садиться на неподготовленные площадки — это одна из его ключевых особенностей. Однако «неподготовленный» означает именно это: чаще всего это просто грунтовая полоса посреди поля, лишённая какой-либо инфраструктуры, освещения и навигационных средств.

Ночь, небо и поиск полосы

И вот наш Ил-76 летит в темноте. Штурман знает примерное расположение полосы, но в ночной темноте разглядеть её практически невозможно. Крупные самолёты не садятся самостоятельно — экипаж запрашивает разрешение у диспетчерской службы («Башни»), где специалисты принимают решение о месте и возможности посадки. Ситуация складывается непростая: самолёт, ночь, невидимая полоса…

Герой в нужный момент

И в этот критический момент на помощь приходит настоящий герой моего рассказа — мобильная прожекторная установка АПП-90ПМ2-2, смонтированная на шасси легендарного УАЗ-3303, известного в народе как «Буханка». Именно она способна рассеять темноту и указать путь.

Сердце системы — лампа ДрИШ

В основе этой установки лежит невероятно мощная газоразрядная лампа — ДрИШ-2500. Как я понимаю, аббревиатура, скорее всего, расшифровывается как «Дуговая Ртутная с Йодидами металлов, Шаровая». Это и есть тот самый источник ослепительного света, способный превратить ночь в день.

Откуда берётся энергия

Чтобы заставить эту лампу сиять, в кузове «Буханки» установлен собственный генератор. Он обеспечивает установку необходимой электроэнергией прямо на месте, что и делает её полностью автономной.

Но советские инженеры, известные своей предусмотрительностью, на случай неисправности генератора добавили и другую возможность: прожектор можно запитать и от стандартной сети переменного тока напряжением 220 В.

Работа в системе

Разумеется, для освещения целой взлётно-посадочной полосы одной установки недостаточно. Их количество на аэродроме может варьироваться в зависимости от конкретной задачи — сколько нужно, столько и ставят, создавая необходимую световую картину.

Элегантное и эффективное решение

Вот такое, на мой взгляд, изящное и практичное инженерное решение. Благодаря полному приводу «Буханки» и автономному источнику энергии, мощный «ДрИШ» можно быстро доставить и развернуть даже в самых труднодоступных местах. Это обеспечивает выполнение не только боевых, но и любых других задач, требующих мощного мобильного освещения.

На этом у меня всё, спасибо за внимание!

Друзья, у нашего сайта есть аккаунт в Инсте. Заходите, будем рады видеть вас среди наших подписчиков.