Приглашаю вас в увлекательное путешествие по подземным лабиринтам Праги, которое прошло в удивительно живописной и спокойной атмосфере. В этом фотоотчёте я поделюсь впечатлениями от нашей экспедиции по руслу спрятанной под землёй реки.
История подземного ручья
С развитием Праги и ростом её населения менялся не только облик города, но и вся система водоотведения. Некоторым ручьям и рекам, таким как Мотольский ручей, впадающий во Влтаву у Палацкого моста, пришлось скрыться в подземных тоннелях.
Интересно, что, оказавшись под землёй, он приобрёл новый облик. Оказывается, даже канализационные сооружения для ливнёвых вод можно сделать эстетически привлекательными!
История ухода ручья под землю довольно типична: его использовали для сброса отходов, из-за чего он издавал неприятный запах.
Изначальное русло Мотольского ручья в нижней части районов Коширже и Смихов было очень извилистым. Качество воды постоянно вызывало нарекания, а расследование показало, что все местные стоки попадали прямо в ручей.
По этой причине возникла необходимость построить канализационную систему по обеим сторонам ручья.
Строительство подземного коллектора также было вызвано частыми наводнениями в районах Коширже и Смихов, которые происходили в 1875, 1886 и 1895 годах. Особенно сильным было затопление 1895 года, нанёсшее значительный ущерб. Спустя три года после него началась масштабная реконструкция русла.
Работы ускорились после ещё одного мощного наводнения в апреле 1904 года, когда уровень воды поднялся на два с половиной метра выше предыдущих рекордов. Был разработан новый проект, согласно которому русло ручья проходило под дорогами и общественными пространствами.
В проект также включили план канализационной системы.
Три участка подземной реки
К 1907 году водная артерия окончательно скрылась под землёй. Русло подземной реки делится на три основных участка:
1. Арочный кирпичный коллектор. Он заканчивается резервуаром размером двадцать пять на семь метров, где оседает песок.
2. Гранитный участок. Некоторое время он оставался открытым, но позже и его накрыли крышей, продолжив кирпичное подземное русло. В конце этого отрезка также расположен бассейн-отстойник.
3. Третий участок — самый живописный: река течёт в тоннеле арочного профиля. Его длина составляет почти полтора километра, а пропускная способность достигает трёх тысяч вёдер воды в секунду.
Вдоль всего подземного русла можно увидеть канализационные врезки и переливные камеры — они заполняются только во время сильных и продолжительных ливней.
На следующем снимке видно, как гранитное русло переходит в сводчатый кирпичный тоннель. Эти два участка разделяет полноводный бассейн, в котором оседают песок и мелкие частицы.
Этот отрезок подземной реки напоминает московскую «Неглинку», но пражский коллектор выглядит более ухоженным и продуманным.
Семь часов под землёй
Следующие три фотографии сделаны под землёй со вспышкой. Вся наша подземная прогулка заняла семь часов. Семь часов без еды и воды, в полной темноте, если не считать света фонарей. Энтузиазм и азарт исследователя — действительно мощная сила!
А вот так выглядит место, где Мотольский ручей снова выходит на поверхность. У самого портала уровень воды очень высок, и подобраться к нему можно разве что на лодке.
Хочу предостеречь от самостоятельного посещения этой пражской достопримечательности. Однако в городе без труда можно найти проводника, который за умеренную плату покажет вам эти места и расскажет их историю.
Анна «Pila» — для проекта NordSkif & Co
