Заброшенные крылья: прогулка среди самолётов, покрывающихся мхом на бетонной площадке

Знаете ли вы, что в Подмосковье существует уголок, где можно свободно бродить среди настоящих авиационных ветеранов — Ту-154, Ан-2 и Ан-24? Конечно, многие сразу вспомнят центральный музей ВВС в Монино. Но это место — не музей в привычном понимании. Оно обладает особым, почти меланхоличным шармом и своей уникальной атмосферой.

Учебная площадка, ставшая кладбищем самолётов

Эти старые, списанные лайнеры застыли на учебной площадке Егорьевского авиационного технического колледжа имени легендарного Валерия Чкалова. Самое удивительное — здесь нет взлётно-посадочной полосы. Это просто огромная бетонная плита размером 250 на 250 метров, на которой разместилось более десятка различных летательных аппаратов. Как они сюда попали? Самолёты сажали в ближайшем поле, а затем буксировали сюда, причём многие из них даже не разбирали для транспортировки. Рядом с проходной колледжа можно также увидеть разнообразную технику наземных аэродромных служб, которая дополняет картину.

Мы заходим со стороны поля и приближаемся к хвостовым оперениям старых Ту-154. Сразу видно, что машины давно разукомплектованы: двигатели демонтированы, на их месте — лишь заглушки. Фюзеляжи и крылья постепенно покрываются слоем мха и пыли, создаётся стойкое впечатление, что за ними давно никто не ухаживает и сюда редко заглядывают.

Заходим под крыло одной из «Тушек». Именно здесь, в её тени, по-настоящему ощущаешь былые масштабы и мощь этой машины. На всех технологических лючках сохранились заводские надписи и маркировки. Некоторые из люков даже приоткрыты — вероятно, для того, чтобы учащиеся колледжа, которых здесь готовят как будущих специалистов наземных служб, могли изучать внутреннее устройство.

Впрочем, решение обучать студентов на таких устаревших машинах кажется довольно странным — ведь подобные самолёты уже практически не поднимаются в небо. Возможно, на этих конкретных экземплярах уже давно никого не обучают, на что красноречиво намекает их плачевное состояние.

Рядом скромно стоят старенькие бипланы Ан-2. Их присутствие здесь тоже вызывает вопросы. Может быть, они используются для отработки самых базовых, фундаментальных навыков?

Одинокий Як и общая атмосфера забвения

В углу площадки, особняком, замер Як-42. Он бороздил небесные просторы до 1991 года, после чего был списан и отправлен на, так называемое, «хранение» в Егорьевск, где, как видим, и пребывает по сей день.

Многое проясняется, если окинуть взглядом общее состояние площадки и её «обитателей». Мы не встретили даже банальной охраны, хотя в одном из углов территории обустроена новенькая площадка для автошколы. Скорее всего, сейчас это место просто сдаётся в аренду различным частникам, а самолёты остались стоять как немые памятники ушедшей эпохи. Что ж, хоть не пошли под пресс и не были распилены на металлолом — и на том спасибо.

В центре площадки сооружён большой навес. Под его крышей разместились разобранные авиационные двигатели, а позади них — несколько разнотипных бортовых трапов.

Пока мы бродили между самолётами, к нам не подошёл ни один человек. Никто не поинтересовался, кто мы и что здесь делаем. Решили сами проверить, есть ли здесь хоть какая-то охрана, и направились прямо к контрольно-пропускному пункту. Заодно решили рассмотреть поближе технику наземных служб, выставленную рядом.

Брошенная техника и отсутствие жизни

Охранника в будке на КПП мы так и не обнаружили, что выглядело весьма странно. Сама же специальная техника пребывает в удручающем, поистине печальном состоянии. Непонятно, как можно так относиться к машинам. Неужели совсем нет средств даже на ведро краски и кисть? Хотя, судя по следам краски на колёсах некоторых экземпляров, деньги когда-то были. Видимо, просто доверили кисть и краску не тому, кто умеет с ними обращаться.

Вдоволь нагулявшись и насмотревшись, мы двинулись к выходу. Это место оставляет противоречивые, двоякие чувства. С одной стороны, всегда ценно и трогательно прикоснуться к живой истории, буквально пощупать её руками. С другой — больно видеть, как эта история медленно, но верно разрушается, приходя в полное запустение.

Материал Александра Сашенкова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.