Незабываемая поездка на авиабазу Саваслейка: истребители, музей и живые впечатления

Хочу поделиться с вами впечатлениями от нашей очередной поездки на авиабазу Саваслейка. Нам удалось понаблюдать за тем, как готовят к вылету настоящие истребители, — зрелище, которое никого не оставляет равнодушным.

Особенно нас поразил взлёт МиГ-31. Мы также посетили местный музей авиации. Увидеть вблизи, как эта машина рулит и отрывается от земли, — это невероятно мощное и запоминающееся ощущение. Звук, вибрация, масштаб — всё это вызывает настоящий восторг.

Перед вылетом у истребителя начинают двигаться все элементы управления: рули, элероны и другие поверхности. Это похоже на то, как живое существо потягивается и готовится к стремительному рывку.

В такие моменты МиГ-31 действительно кажется огромным и почти одушевлённым. Такое зрелище, однажды увидев, уже невозможно стереть из памяти.

Дорога на авиабазу

Наше путешествие началось утром с выезда из Москвы.

Путь предстоял неблизкий. По навигации Apple CarPlay в нашем Mitsubishi Pajero Sport маршрут составил 357 километров.

В общей сложности в дороге мы провели чуть больше пяти часов, а с учётом необходимых остановок — даже немного дольше.

Авиабаза Саваслейка и её музей

Саваслейка — это действующая военная авиабаза в Нижегородской области, где базируется эскадрилья истребителей МиГ-31 различных модификаций. При базе есть замечательный музей авиационной техники, куда мы и отправились сразу по прибытии.

Главная ценность этого музея в том, что здесь представлена практически полная коллекция истребителей-перехватчиков, которые стояли на вооружении противовоздушной обороны СССР.

Среди экспонатов можно увидеть легендарные машины: МиГ-17, МиГ-19С, МиГ-19ПМЛ, МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МиГ-23М, МиГ-23П, МиГ-25П, МиГ-31, Як-25, Як-28П, Су-9, Су-15, Су-15ТМ, Су-27П и тяжелый дальний перехватчик Ту-128.

Также здесь есть учебно-боевые версии самолётов: МиГ-23УБ, МиГ-25ПУ, Су-15УБ, а также учебно-тренировочные УТИ МиГ-15, Л-29 и Л-39.

Жемчужины коллекции

Особый интерес представляет Ту-128 — первый в СССР сверхзвуковой дальний двухместный барражирующий перехватчик.

Самолёт был настолько массивным, что его называли «воздушным кораблём», а командира экипажа — командиром корабля.

Коллекция ранних моделей МиГов тоже производит сильное впечатление.

Важное преимущество музея — возможность подойти к экспонатам вплотную. Здесь нет строгих смотрителей, которые кричат «не подходи!», что позволяет рассмотреть технику детально и сделать отличные фотографии.

Есть здесь и совсем редкие машины. Например, учебная двухкабинная версия МиГ-25, которую лётчики в шутку называли «спиртовозом».

Дело в том, что система кондиционирования этого самолёта работала на спирту. На борту был бак объёмом 400 литров. И, как гласит легенда, после полётов этот спирт каким-то чудесным образом «испарялся» до последней капли.

А этот «курносый» Як-25 был спроектирован ещё в конце 1940-х годов. Одной из его задач была борьба с автоматическими дрейфующими аэростатами. Его необычная форма носа обусловлена установкой мощнейшего на тот момент радиолокационного прицела РП-6 «Сокол», который мог обнаруживать цели на расстоянии до 30 километров.

Личные фавориты

Чуть в стороне от основной экспозиции стоит мой любимый Су-27. На мой взгляд, это лучший истребитель конца XX века.

Я считаю его самым красивым истребителем, созданным в Советском Союзе. Его аэродинамические формы просто завораживают.

Напротив главного входа почётное место занимает тяжёлый перехватчик МиГ-31.

К нему тоже можно подойти, потрогать и рассмотреть конструкцию в деталях. На фото, например, хорошо видна фара.

Вот такой замечательный музей. Я рекомендую его к посещению на все сто процентов! Здесь будет интересно и познавательно не только авиаторам, но и всем, кто увлекается историей и техникой.