Здравствуйте, друзья. Хочу поделиться одной историей, которая произошла со мной незадолго до всеобщего карантина. Возвращаясь из Подмосковья, я, следуя рекомендациям властей, решил самоизолироваться на даче — на всякий случай. Запаслись продуктами и необходимыми вещами, а потом у меня возникло желание прокатиться по окрестностям, посмотреть, как живут бывшие колхозы и деревни в этих краях. Места мне уже знакомы, но захотелось взглянуть на них снова.
Снежная прогулка к советскому раритету
Погода в тот день была переменчивой: снежные заряды внезапно сменялись яркими проблесками февральского солнца, небо то хмурилось, то прояснялось.
И вот за что я особенно ценю Россию — так это за неожиданные находки. Где ещё можно обнаружить в придорожных кустах настоящий раритет — старый комбайн «Нива», некогда гордость советских полей?
Вокруг не было ни души, что позволило мне спокойно подойти и рассмотреть останки этой легендарной машины, самого массового зерноуборочного комбайна эпохи СССР.
Загадка, кто и почему оставил здесь эту технику, так и осталась неразгаданной. Но сам агрегат, безусловно, достоин внимания.
«Нежная» работа комбайнера
«Нива» была машиной сложной и, как шутили механизаторы, «нежной» — в смысле своей частой поломки. Дизельный двигатель мощностью в 100 лошадиных сил не вселял особого оптимизма, а труд комбайнера был по-настоящему тяжёлым.
Привод у СК-5 «Нива» был на неуправляемые передние колёса. Учитывая вечную распутицу на российских полях, комбайн нередко буксовал и застревал, требуя дополнительных усилий от экипажа.
Клиноремённый привод различных агрегатов нуждался в постоянном контроле и регулировке. А в довершение всего — отсутствие какого-либо кондиционера в кабине и даже простых воздушных фильтров. Работа в пыли и жаре была настоящим испытанием.
Но, несмотря на все трудности, эти машины исправно трудились и давали стране необходимый урожай.
Сердце из Харькова: история мотора
Любопытный факт: практически вся советская уборочная техника работала на двигателях серии СМД, которые производились в Харькове на моторостроительном заводе «Серп и Молот».
А история этого предприятия уходит корнями в дореволюционное время. Основал его в 1881 году немецкий предприниматель Макс Гельферих, и назывался он тогда «Гельферих-Саде». Завод выпускал широкий спектр моторов для сельскохозяйственной и строительной техники СССР.
Предприятие было настолько передовым и успешным, что его продукция использовалась даже в оборонной промышленности — например, в механизмах подъёма ракетных установок и в приводах генераторов для армейских электростанций.
О чём это всё?
Меня часто спрашивают, зачем я пишу о таких вещах. Отвечаю: мне искренне интересно. Интересна история техники, в которой запечатлён труд инженеров и рабочих, и история людей, которые на ней трудились.
В современной погоне за прибылью и сиюминутными лайками мы часто забываем о простом, природном любопытстве. Лично мне гораздо интереснее разглядывать и изучать гигантский шагающий экскаватор, чем созерцать очередной идеально отретушированный, но безликий пейзаж в соцсетях.
Такие находки, как этот комбайн, — это живые уроки истории, которые ждут нас просто у обочины.
Еще больше интересного в нашем познавательном Instagram.
