Это Дмитрий Дрозд. Сегодня я поделюсь своими впечатлениями о зимней автодороге в Нарьян-Мар.
За бортом бушует стихия. Ветер, сильный и порывистый, поднимает метель. Открыть дверь, на которую он дует, — задача почти непосильная, её просто вырывает из рук и захлопывает. Противоположную даже не пытаюсь — её может попросту вывернуть. Спасает только сдвижная дверь. Открываешь её — и видишь лишь белую мглу. Видимость — метр, а дальше сплошная белая пелена. Выходить нельзя. Можно отойти на пару шагов и потеряться. Потеряться в бескрайней тундре. А из-за воя ветра тебя никто не услышит, да и сам ты ничего не разберёшь. Нашу машину ощутимо раскачивает при каждом порыве, а внутри, в тепле и уюте, спит вся семья. Печка тихо работает, в салоне даже жарко, все раздеты в своих тёплых постелях, дети посапывают. И только я лежу без сна и размышляю. Какой же это кайф — ночевать на зимнике посреди тундры в такую метель! Это невероятно! Ощущения незабываемые, и дано их испытать далеко не каждому...
Многие представляют тундру как бескрайнюю ровную равнину. Безграничное плоское пространство, покрытое ягелем, а зимой — снегом. И стада оленей, которые разгребают снег в поисках этого мха. Отчасти это правда, особенно на фотографиях. Но в реальности всё иначе! Тундра обладает сложным и очень интересным рельефом. Повсюду большие кочки, а в низинах — то редкий лес, то озерцо или извилистая речушка. Причём даже небольшое озеро может оказаться удивительно глубоким. А ягеля, между прочим, существует целых 112 видов! Представляете? И лишь около двадцати из них служат пищей для северных оленей.
Именно этот рельеф создаёт огромные сложности при прокладке любых дорог в тундре. Они всегда получаются извилистыми и сложными для строительства. Даже зимние автодороги, которые в народе называют «зимниками», — это не прямая гладь, а извилистая тропа с постоянными подъёмами и спусками!
Что такое автозимник?
Это временная дорога, которая существует только зимой, когда промерзает почва и бесчисленное множество ручьёв и речек.
И вот первое распространённое заблуждение: зимник чистят. На самом деле его не чистят. Зимник трамбуют, и делают это постоянно! Но что ещё интереснее — его ещё и поливают водой. Да, именно поливают и разравнивают. По сути, зимник — это настоящая ледяная дорога!
Процесс выглядит очень своеобразно. Крупные автоцистерны, стоящие на постах у рек, набирают воду и, двигаясь по маршруту, разливают её. Самое сложное — ехать сразу за такой «поливалкой»! Фактически ты едешь по воде поверх льда. А следом идут трактора со специальными приспособлениями — «гитарами», которые разравнивают эту водяную массу, и она быстро замерзает, образуя новое покрытие.
Из-за такой технологии дорога приподнята над уровнем тундры, и съехать с неё крайне опасно — самостоятельно вернуться обратно почти невозможно. Поэтому путешественники объединяются в колонны для прохождения зимника. А поскольку в тундре почти всегда дует ветер и снегу не за что зацепиться, в низинах постоянно образуются снежные заносы — перемёты. Они бывают разными: от небольших, которые преодолевает даже легковая машина, до очень глубоких, где застревают даже полноприводные грузовики!
И самое главное — из-за рельефа и способа строительства зимник превращается в сплошной кочкарник! Разогнаться больше 30 км/ч здесь практически нереально. Например, участок зимника между посёлком Харьягинский и Нарьян-Маром протяжённостью 55 км даже в ясную безветренную погоду преодолевается за 2-3 часа. Прыг-скок, прыг-скок — и так всю дорогу. То кочка, то перемёт. А в сильный ветер ещё и белая мгла. Ориентироваться помогают лишь вешки, указывающие направление.
Перед поездкой в Нарьян-Мар я много читал про эту дорогу, про ледовую переправу через Печору, про посты. Я даже вступил в чат водителей Нарьян-Мара, посвящённый зимней автодороге.
Самое забавное, что никаких обещанных постов на въезде нет. Совсем. Едешь-едешь, обычная дорога заканчивается, поворот — и ты уже на зимнике. Ни поста, ни указателя, ничего...
Мы так и въехали на зимник в метель! Причём даже не сразу поняли, что уже на нём. Но зато какой кайф было ночевать в такую погоду!
Кроме отсутствия постов, мы лишь раз встретили дорожников на «Треколе»! И всё. В общем, на зимнике ты предоставлен сам себе :) Никаких шлагбаумов, никаких дежурных — ничего! Хотя все официальные источники дорожных служб утверждают обратное.
Ледовая переправа
Помимо самого зимника, есть ещё одна интересная часть пути — ледовая переправа через Печору. Без неё на зимник не попасть, и она часто становится камнем преткновения для тех, кто едет в Нарьян-Мар. И для полного счастья: даже когда переправу открывают с ограничением в 3 тонны, что происходит? Правильно! Нетерпеливые водители на большегрузах всё равно едут по ней! Из-за этого лёд прогибается, и сверху выступает вода. Ощущения очень странные. Подъезжаешь к переправе — а там вода! И неясно, можно ли двигаться дальше. Мы рискнули и проехали, а за нами сразу потянулась целая вереница легковушек, хотя до этого все стояли в нерешительности.
Но это незабываемое чувство — ехать по льду через широкую реку и осознавать, что под тобой вода. Очень необычно :)
Будущее зимней дороги
К чему я всё это рассказываю? Дорогу до Нарьян-Мара активно строят, и, возможно, через несколько лет той особой романтики поездки по зимнику уже не будет. Уже есть мосты, которые официально ещё не открыты, но по ним уже ездят. Уже стоят дорожные знаки «Обгон запрещён», которые смотрятся здесь издевательством! Зачем они? Трафик минимальный, обгон там и так невозможен — чтобы разъехаться со встречной машиной, приходится почти останавливаться и аккуратно съезжать на обочину. Лучше бы эти деньги потратили на что-то более полезное.
Но самое нелепое решение — это сплошные типовые отбойники вдоль дороги! При постоянно дующем низовом ветре эти места моментально превращаются в непроходимые для легковушек перемёты. Полный абсурд! Почему нельзя было поставить обычные столбики? Тогда бы и заносов не было...
А я лежал в своей постели, покачиваемый порывами ветра, слушал его завывание за бортом и просто наслаждался моментом. Наслаждался этим необычным ощущением ночёвки прямо в тундре, где-то между посёлком Харьягинский и Нарьян-Маром. И старался запомнить каждое мгновение, каждую деталь. Ведь такие моменты так редки в нашей жизни! С этим тёплым и светлым чувством я и уснул.
А на следующий день, добравшись до Нарьян-Мара, мы узнали, что скорость ветра той ночью достигала 112 км/ч. Вот это да!
Отличных и незабываемых путешествий!
И для тех, кому интересно, — длинный фильм о поездке на Варандей. Фильм не мой, но он отлично передаёт те волшебные моменты зимней дороги. Приятного просмотра!
