В одном из прошлых материалов я уже делился впечатлениями от посещения закрытого троллейбусного депо №2 в Тольятти. Тогда мы осмотрели административный корпус, заглянули в кабинеты и нашли немало любопытных артефактов.
Неожиданное закрытие
Складывается ощущение, что сокращение электротранспорта по всей стране — это какая-то взаимосвязанная тенденция, хотя логику этого процесса до конца понять сложно. В этом депо всех сотрудников уволили и отправили на биржу труда. Судя по личным вещам, оставшимся в раздевалках и на рабочих местах, людям даже не дали возможности забрать своё имущество. Возможно, они просто не знали, что завтра уже не вернутся на работу.
Предприятие стоит заброшенным уже третий год. Троллейбусы, которые ещё могли передвигаться, перегнали в соседнее депо — вероятно, на запчасти. Остальные, видимо, пошли под пресс.
Путь в ремонтную зону
После осмотра офисной части мы спустились в подземный тоннель, который соединял административное здание с ремонтным цехом. Такое решение было продумано для удобства: чтобы сотрудникам не приходилось лишний раз выходить на улицу в плохую погоду и чтобы не создавать помех движению транспорта по территории депо.
Выбравшись из подземелья, мы оказались в цехе. Прямо перед нами были главные ворота и моечный бокс.
Перед тем как попасть в ремонтную зону, троллейбусы проходили через вот такую мойку.
Мощные вращающиеся щётки тщательно отмывали бока «рогатых» машин, смывая дорожную грязь и пыль, заставляя металл и стёкла снова блестеть.
Сердце депо — ремонтная зона
Дальше мы переместились в ремзону. Именно здесь чинили все узлы и агрегаты электротранспорта. В цехе сохранилось множество станков, каждый из которых был предназначен для определённых задач.
На входе висит информационная доска. На ней мелом записывали, какие детали сняли с троллейбуса для ремонта, а какие уже вернули на место.
Обратил внимание на какой-то стенд с загадочным пультом управления. Скорее всего, это оборудование для диагностики или тестирования электродвигателей.
Удивительно, но все станки до сих пор залиты маслом, полностью укомплектованы и выглядят так, будто готовы к немедленному запуску.
Жаль, что, как это часто у нас бывает, всё это оборудование, скорее всего, отправят под пресс и сдадут в металлолом.
Следы времени и людей
На стенах уже появились надписи баллончиками — это отметились так называемые «игруны». Их стихия — ночные вылазки на подобные объекты в поисках меток, которые оставляют организаторы их игр. По таким следам можно понять, что место уже не новое и здесь побывало немало людей.
Цех по ремонту сидений
Открываю одну из дверей и попадаю в помещение, где занимались перетяжкой и ремонтом сидений. Все мы видели заплатки из кожзама на старых троллейбусных креслах — их латали именно здесь.
Всего несколько швейных машинок на целую комнату, а через них проходили сотни сидений и спинок. Даже представить страшно, каково тут было работать. На одной из машинок обнаружил нашивку АвтоВАЗа — неудивительно, ведь завод находится буквально за стеной.
Эта комната оказалась самой пыльной, хотя почему именно она — загадка.
Завершение осмотра
Выходим из цеха и направляемся к выходу. Через окно заметили наклонный вход в убежище гражданской обороны и решили, что наш следующий путь лежит именно туда, но это уже тема для отдельного рассказа.
На выходе наткнулись на старый магнитофон. Мой друг попросил сфотографировать его на память, я не отказал — получилось очень атмосферно!
На этом наша экскурсия подошла к концу.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми исследованиями заброшенных мест.
