В своих путешествиях на различной технике я выработал железное правило: никогда не выезжать без лебедки. Моя супруга Наталья не раз говорила, что мне даже за хлебом в магазин без нее отправляться рискованно, и я всегда старался следовать этому мудрому совету.
Старая добрая рычажная лебедка
Для мотоцикла и легковых автомобилей нам долгое время хватало самодельной рычажной лебедки. Это была не покупная, а кустарно собранная конструкция с объемной катушкой, на которую было намотано около десяти метров стального троса толщиной 3 мм. Тросик, конечно, был не самым мощным — для мотоцикла его хватало с избытком, но на «Москвиче» он у меня уже не раз рвался в самый неподходящий момент.
Тем не менее, это простое устройство давало нам огромную уверенность. Мы могли смело забираться в самую непролазную грязь или глубокий снег, зная, что в крайнем случае всегда сможем себя вытащить. Сколько же километров бездорожья было преодолено с помощью этой верной помощницы!
Новая машина — новые вызовы
Однако с появлением в нашем гараже «буханки» (УАЗа) старая лебедка мгновенно превратилась в бесполезный груз. Для такой тяжелой машины она была просто игрушкой. На какое-то время мы оказались лишены страховки, выезжая на бездорожье без права на ошибку. Стало ясно, что для УАЗа нужен механизм с рабочей нагрузкой как минимум в две тонны — это уже серьезная инженерная задача.
Сразу оговорюсь: электрические лебедки я даже не рассматривал. Во-первых, их цена сравнима со стоимостью чугунного моста. Во-вторых, они требуют исправного электропитания, а если машина заглохла, да еще и залита водой, то надеяться на них не приходится. Меня интересовали исключительно механические, ручные варианты. Ведь я не собирался регулярно увязать по уши, чтобы потом лихорадочно выдергивать машину. Нужен был надежный аварийный инструмент.
От идеи к реализации: хайджек вместо лебедки
Поначалу я размышлял о создании очередной тросовой лебедки или присматривался к экзотическим вариантам вроде систем МТМ. Но однажды, изучая опыт других путешественников, я с удивлением обнаружил, что многие успешно используют для вытягивания машин обычные реечные домкраты (хайджеки) в паре с цепями. Описания звучали заманчиво и просто, а главное — все компоненты такой системы как раз имели необходимую грузоподъемность. Длина одного «шага» ограничивалась лишь длиной цепи, что давало огромную гибкость.
Тросовая лебедка, на мой взгляд, имеет ряд недостатков. Чем толще трос (для моих целей нужен был диаметром 14 мм), тем тяжелее и неудобнее с ним работать, особенно чтобы аккуратно смотать и не запутать. Чтобы разместить достаточный метраж, лебедку пришлось бы конструировать самому, что довольно трудоемко.
И тут на сцену выходит хайджек. Да, сам по себе он тяжелый, да и для работы с ним нужна массивная цепь и стропы. Но зато он выполняет двойную функцию: это и лебедка, и мощный домкрат, который, как утверждают бывалые внедорожники, и так должен быть в арсенале. И по деньгам весь комплект получается очень экономичным. Не долго думая, я купил самый бюджетный реечный домкрат, 10 метров грузовой цепи (8 мм), два крюка-укоротителя, три стропа и несколько такелажных скоб (мочек).
Доработка и сборка комплекта
О самом домкрате скажу отдельно: самые дешевые модели «из коробки» часто бывают опасны и требуют обязательной проверки и доработки. Мой, например, имел опасную привычку срываться при опускании. Пришлось поработать болгаркой и напильником, а затем хорошо смазать все трущиеся части механизма. Только после этого он стал работать плавно и предсказуемо.
От купленной цепи я отрезал два отрезка примерно по 50 см и с помощью такелажных скоб закрепил на их концах крюки. На этом, собственно, все приготовления и закончились. Чтобы превратить домкрат в лебедку, мне нужно снять с него нижнюю опорную площадку. Один короткий отрезок цепи с крюком крепится к началу рейки домкрата, а второй — к его подвижной лапе (подъемному клыку).
Как это работает на практике
Верхний конец домкрата с помощью стропа фиксируется к надежной опоре — дереву или другому автомобилю. Цепь, закрепленная на лапе, крюком цепляется за длинную «ходовую» цепь, второй конец которой присоединен к машине. Затем, качая рукоятку, я перемещаю механизм по рейке, подтягивая автомобиль. Когда домкрат доходит до крайнего положения, на «ходовую» цепь накидывается крюк от той короткой цепи, что закреплена в начале рейки. После этого лапу можно опустить, перецепив ее крюк дальше по «ходовой» цепи. И так можно повторять много раз, пока не будет использована вся длина цепи или машина не окажется на твердой земле.
Боевое крещение на льдах Ладоги
Испытать систему в деле мне довелось в одной из прошлых поездок вокруг Ладожского озера. Я нашел подходящую, покрытую льдом лужу, аккуратно в нее въехал и убедился, что своими силами УАЗу не выбраться. Тогда с чистой совестью и даже с некоторым азартом я достал свой новый комплект для спасения.
Стоит признать, что работа с хайджеком требует некоторой сноровки и понимания процесса. Но у меня все получилось довольно легко. Самое главное — я не боялся, что что-то порвется в критический момент, и у меня был огромный запас хода для вытягивания. В общем, я остался крайне доволен и теперь могу смело рекомендовать такой способ всем, кто ищет надежное, мощное и относительно недорогое решение для тяжелого внедорожника.
Все статьи о нашей буханке-кемпере читайте по тегу #уаз.sevprostor
