Мувер: редкая разновидность поезда, которую придумал Дисней. В России такое тоже есть

Слово «мувер» звучит непривычно, правда? Многие даже не догадываются, что это такое, хотя вполне могли на нём прокатиться. У нас в стране есть всего один такой транспорт, и находится он в аэропорту Шереметьево.

На самом деле, полное название — «пипл-мувер» (people mover). Можно перевести это как «перевозчик людей» или «средство передвижения для людей». Интересно, что автор этого термина — сам Уолт Дисней! Он использовал его, проектируя аттракционы для Диснейленда, и с тех пор слово прочно вошло в английский язык.

Сегодня пипл-мувер — это автоматическая транспортная система. По специальным коротким трассам курсируют вагончики без собственного двигателя. Например, в Венеции такой транспорт интегрирован в городскую сеть: его маршрут длиной всего километр включает четыре остановки.

Чем мувер отличается от монорельса?

Внешне он может напомнить московский монорельс, но разница принципиальная. Монорельс управляется машинистом и имеет мотор. Мувер же полностью автоматический, в нём нет кабины водителя. По своей сути он больше похож на фуникулёр. Вот так, например, выглядит подобная система в южнокорейском Йонгине.

Мувер — идеальное решение для аэропортов, где нужно регулярно и быстро перевозить людей по коротким, но загруженным маршрутам. В крупных хабах таких линий может быть несколько одновременно. На снимке из аэропорта Тампа (Флорида, США) видны сразу три независимые линии этого транспорта.

Как называют мувер в России?

К сожалению, у нас нет устоявшегося русского термина. Поэтому шереметьевский мувер называют кто во что горазд: «поезд», «аэропортовое метро», «межтерминальный переход». Даже в Википедии статья о нём носит громоздкое название «Автоматизированная система доставки пассажиров».

Систему в Шереметьево построила австрийская компания Doppelmayr — один из мировых лидеров в этой сфере. Кстати, тот самый венецианский пипл-мувер — тоже их работа.

В Шереметьево эта линия соединяет северный терминальный комплекс (B и C) с южным (D, E, F). Станции названы не по терминалам, а исторически: «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2». Краеведам это нравится, а вот пассажирам часто не очень — не все понимают, какой терминал к какому «Шереметьево» относится.

На указателях мувер не выделен каким-то особым словом. Чтобы его найти, просто следуйте по знакам к нужным вам терминалам.

Особенности шереметьевского мувера

Линия работает круглосуточно и проходит под землёй, пересекая лётное поле и даже взлётно-посадочную полосу. Проехать может любой: три вагона останавливаются в «грязной зоне» (после контроля), а один — в «чистой» зоне для транзитных пассажиров. В будущем состав могут увеличить до пяти вагонов. Проезд абсолютно бесплатный.

Любопытно, что станция «Шереметьево-1» находится прямо внутри терминала B, а «Шереметьево-2» — в переходе между терминалами D и E. В обоих случаях к платформам ведут лифты, лестницы и эскалаторы.

Время в пути составляет всего 3,5 минуты, плюс около 30 секунд на посадку и высадку. Длина маршрута — 2 километра. Одновременно курсируют два состава навстречу друг другу, поэтому интервал движения примерно 4 минуты. Поскольку машиниста нет, в головном и хвостовом вагонах можно стоять у стекла и наблюдать за тоннелем — это особенно восхищает детей (да и многих взрослых тоже).

Рядом с пассажирским тоннелем проложен отдельный тоннель для багажа. Строительство этого межтерминального перехода, по данным «Ведомостей», обошлось в 243 миллиона долларов. Систему запустили специально к чемпионату мира по футболу 2018 года.