Меня зовут Андрей Мясников, и я коллекционирую модели трамваев с 1986 года. В 2014 году моё увлечение переросло в нечто большее — я открыл музей в подмосковной Коломне. За час экскурсии я стараюсь провести гостей через всю мировую историю этого вида транспорта. В моём собрании больше двухсот моделей, в основном из-за рубежа, и все они нашли своё место в экспозиции.
В этом интервью я хочу рассказать, как создавался музей, почему он оказался именно в Коломне, и почему, как это ни парадоксально, в столице до сих пор нет музея с настоящими трамвайными вагонами.
До этого я долгое время был главным редактором журнала «Железнодорожное дело». Если вам интересна судьба железнодорожной литературы в нашей стране, наше предыдущее интервью на эту тему можно найти здесь.
«Те самые два вагончика»
– Андрей, с чего началось ваше увлечение? Я слышал удивительную историю про два трамвайчика, увиденных в детстве, которые вы потом смогли разыскать…
– Всё верно. Мне было шесть лет, шёл 1974 год. В Московском Политехническом музее как раз проходила выставка из Дрезденского транспортного музея. Там демонстрировали три огромных, впечатляющих железнодорожных макета. Я, с двух лет «заболевший» железной дорогой, провёл на той выставке, наверное, полдня, не отрываясь.
Помимо макетов, в витринах стояли и отдельные модели. И уже перед самым уходом, в одном из уголков, я заметил два очаровательных красных трамвайчика, сделанных в ГДР. В то время купить такие в СССР было просто нереально.
Эти вагончики глубоко запали мне в память. Я, насколько это возможно для шестилетнего ребёнка, подумал тогда, что когда-нибудь обязательно вернусь к этой теме. Так и вышло. В 1986 году, когда границы стали понемногу открываться и появилась возможность что-то привозить, моя коллекция началась с модели, которую мне доставили из Германии. Правда, это были не те самые трамваи.
Коллекция постепенно росла. И в один прекрасный день мой коллега, тоже увлечённый моделизмом, сказал: «Мне трамваи неинтересны, а вот два вагончика с 70-х годов где-то валяются. Забирай их себе». Я, конечно, с радостью согласился. Не могу ручаться на все сто процентов, но это точно такие же модели от той же фирмы, того же цвета. Очень высока вероятность, что это именно они. Если человек говорит, что они у него с 1970-х, откуда им было взяться, как не с той самой выставки? Так что вполне возможно, что это те самые трамвайчики из моего детства. И теперь они — часть музейной коллекции.
«Коломна – город, где были построены первые в России шесть вагонов трамвая»
– Как пришла идея открыть именно музей, а не просто собирать коллекцию?
– Со временем меня стали приглашать с выставками моих моделей — в Петербург, Таганрог, Раменское. А в 2014 году мы впервые организовали экспозицию прямо в Коломне, на территории культурного центра «Лига». У нас уже был логотип и понимание, что это должно развиваться. Потом было несколько переездов с арендованных площадок, но в 2016 году мы наконец обрели свой постоянный дом, где и находимся сейчас.
– Ваш музей расположен в историческом центре Коломны, среди кремля, храмов, музеев пастилы и калачей. Почему для трамваев выбрали именно это место?
– Здесь сошлось несколько важных для меня причин.
Во-первых, я давно и искренне люблю этот город. Впервые я попал сюда в 16 лет, естественно, с фотоаппаратом. И теперь, когда местному трамвайному управлению нужны фотографии для брошюр или книг по истории, они обращаются ко мне. В 1980-е годы мало кто целенаправленно фотографировал трамваи, а я умудрялся делать снимки, в том числе и цветные, что тогда было большой редкостью.
Поэтому на втором стенде музея вы можете увидеть цветные фотографии конца 80-х, сделанные вашим покорным слугой, тогда ещё школьником и студентом.
Во-вторых, мои корни — из Рязани. Мой прадед был там весьма известной личностью и во многом повлиял на судьбу поэта Сергея Есенина. Так что в каком-то смысле это возвращение к истокам. До Рязани я не доехал, но осел примерно на полпути — между Москвой и исторической родиной. (Коломна находится примерно посередине между Рязанью и Москвой – прим. 1520)
И, наконец, третья и, пожалуй, ключевая причина: Коломна — город, где в 1891 году были построены первые шесть электрических трамвайных вагонов в России. К тому же, это единственный город в Подмосковье, где трамвай не только сохранился, но и успешно развивается. Создавать музей трамваев в городе, где их нет, было бы странно. А Музей трамваев на родине трамваев — это логично и символично!
– Наверное, сыграла роль и общая музейная атмосфера, которая сложилась в Коломне?
– Безусловно. В советское время Коломна не вошла в Золотое кольцо, и многие даже не подозревали о ценности её кремля. Сейчас же здесь, на территории кремля, действуют девять храмов. Например, храм Воскресения Словущего прямо напротив нашего музея — это место, где венчался Дмитрий Донской. В советское время там располагался филиал спортивной школы.
А ещё здесь появилось много увлечённых людей, которые открыли самые разные музеи. Например, Музей кузнечного ремесла, Музей патефонов… В Коломне был крупнейший в СССР патефонный завод, который на пике выпускал по тысяче аппаратов в сутки.
Есть здесь и Музей любимой игрушки — мой личный фаворит. Попадая туда, я словно возвращаюсь в детство. Там выставлен макет железной дороги с моделями немецкой фирмы Stadtilm начала 1960-х годов. Вагончикам и локомотиву, которые там ездят, уже около шестидесяти лет. Приятно отметить, что этот макет я собрал для музея своими руками.
Очень интересен и Музей самоваров. Посетители часто говорят, что коллекция там даже богаче, чем в Туле, потому что её собирали настоящие энтузиасты, не ограничиваясь только тульскими образцами. В общем, в Коломне сложилось замечательное, разностороннее и очень душевное музейное сообщество.
– Сколько всего экспонатов в вашем музее сейчас?
– Если говорить именно о моделях трамваев, то их около двухсот. Но мы постоянно работаем над коллекцией: что-то доклеиваем, подкрашиваем, выставляем новые экземпляры. К каждой модели мы готовим подробное описание, так что даже без экскурсии можно узнать, где и когда работал такой вагон.
Помимо моделей, у нас есть уникальные фотографии, коллекция акварелей, документы и множество других предметов, так или иначе связанных с трамваем. Ещё не всё удалось разместить! Мы постепенно добавляем новые стенды. Также строится действующий макет с движущимися трамваями.
– Удаётся ли развивать музей дальше?
– Да, относительно недавно у нас появился новый выставочный зал, который мы назвали «Арт-пакгауз». Изначально мы задумывали, что рядом с постоянной экспозицией должно быть пространство для временных выставок. Долго не получалось его открыть, но с конца апреля прошлого года он наконец заработал.
Многие спрашивают, почему «пакгауз»? Пакгауз — это товарный склад, обычно при железной дороге, куда временно помещают ценные грузы. Вагон разгрузили — товары в пакгаузе. У нас «Арт-пакгауз» — всё то же самое, только «товары» это выставки. Приехала одна выставка, мы её «разгрузили» и показываем людям. Пожила у нас — уехала, а на смену ей приехала другая.
Сейчас у нас уже закончилась вторая выставка и началась третья. Тематика в «Арт-Пакгаузе» может быть любой — как связанной с трамваями, так и совершенно самостоятельной.
Ещё мы обустроили двор при входе в музей: положили старые железнодорожные рельсы Р-50. Именно из таких рельсов когда-то была проложена трамвайная ветка к станции Коломна. Часть этого импровизированного пути вымощена булыжником, часть — брусчаткой. Ещё один участок планируем засыпать щебнем, как современную трамвайную линию. В будущем здесь хотим установить настоящий трамвайный вагон. Какой именно — пока оставлю в секрете.
«Производителей трамвайных моделей в России – два или три. Один из них – это я»
– Я видел в вашей коллекции современные модели, например, «Витязь-М» или «Лев». Российские заводы узнали про музей и дарят вам модели?
– Если говорить о серийном производстве моделей для коллекционеров в России, то его практически нет. «Витязи», которые вы видели, — это рекламная продукция, их не продают. Обычному коллекционеру их просто не достать. Более того, если бы такая возможность была, цена заставила бы его серьёзно задуматься. Не буду называть точные цифры, но такая модель стоит примерно в десять раз дороже любой заводской. Всё потому, что это эксклюзив, сделанный крошечным тиражом, буквально в нескольких экземплярах, с использованием дорогих технологий.
Поэтому я хочу воспользоваться случаем и выразить огромную благодарность предприятию «Транспортные системы» и лично генеральному директору Феликсу Львовичу Винокуру за поддержку нашего музея. Одним из таких шагов поддержки как раз и стал подарок этих трёх моделей.
Что касается других производителей, то их, по сути, двое. Один — это я. Знаменитые модели трамваев серий Х и М, которые можно найти в продаже, — это моё производство. Второй — питерская фирма «Модель-Экспресс» под руководством Игоря Гусева. Они тоже выпускали небольшие партии моделей из полиуретана. Есть ещё в Петербурге большой энтузиаст, директор Музея городского транспорта Кирилл Антонович Нюквист. Возможно, в этом году в продаже появятся качественные модели ленинградских вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 его производства, тоже в масштабе H0 (популярный масштаб моделей железнодорожного транспорта – 1:87 – прим.1520).
– А иностранные компании выпускают модели наших, российских трамваев?
– Нет, иностранные производители делают только модели своей техники, хотя некоторые из этих вагонов когда-то работали и у нас. Например, немецкая фирма «Herrmann & Partner» после долгих уговоров наших коллег-любителей выпустила модель трамвая Gotha в окраске города Евпатории. Модели «Татры» выпускают несколько фирм. Была также интересная журнальная серия «Трамваи мира», которая продавалась в Европе. В ней был, например, вагон шведской фирмы «ASEA», такие работали в Выборге до конца 1950-х.
Лет три назад одна компания (скорее всего, китайская) анонсировала у нас выпуск журнальной серии, посвящённой советским и российским трамваям. Но было условие: для старта проекта нужно было собрать через интернет две тысячи предзаказов. Казалось бы, что такое две тысячи для страны со 146 миллионами жителей? Тем не менее, нужное количество не набрали.
«Упущено две возможности сделать музей в исторических профильных зданиях»
– Где ещё в России, кроме Коломны, есть музеи трамваев?
– В Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Но свободно попасть можно только в петербургский. Музеи в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде — ведомственные, туда нужно записываться, и они часто закрыты в выходные, когда как раз приезжает большинство туристов. Хотя экспонаты там очень интересные.
Например, в Екатеринбурге сохранился единственный в стране сочленённый чешский вагон К-2. А в Нижнем Новгороде — единственный уцелевший опытный вагон РВЗ-7.
– А почему до сих пор нет музея в Москве?
– После того как на него, в прямом смысле, «наехал» монорельс при Лужкове, он так и не оправился. Музей городского транспорта в Москве проработал всего два года, с 1999 по 2001, на площадке депо имени Баумана. С момента его закрытия прошло уже почти двадцать лет. (Музей городского транспорта в Москве работал с 1999 по 2001 год, но из-за строительства монорельса его расформировали – прим.1520)
Очень обидно, что за это время были упущены две прекрасные возможности создать музей в исторических и при этом профильных зданиях. Первое — Бахметьевский автобусный парк на улице Образцова, построенный в 1925 году в стиле конструктивизма. Он идеально подходил бы для музея: рядом трамвайные пути и троллейбусная линия. Но когда парк закрыли, здание передали Музею толерантности. Я ничего не имею против толерантности, но зачем отдавать под это именно автобусный парк? Можно было бы сделать там отличный музей городского транспорта!
Второй, недавний пример — Щепетильниковский троллейбусный парк (бывший Миусский трамвайный) на Лесной улице. Здесь мы, любители истории, должны хотя бы сказать спасибо, что здание не снесли, хотя такие планы были. Сейчас там сделали ресторанный дворик.
И, кстати, если вдруг освободится депо имени Апакова на Шаболовке (оно старое и не приспособлено для современных длинных вагонов вроде «Витязей»), то это будет третья возможность создать музей городского транспорта в центре города, как это принято в столицах по всему миру. Прямо на Садовом кольце, рядом с метро. Но земля там невероятно дорогая, и боюсь, что это депо тоже окажется под угрозой сноса.
«Троллейбус – тупиковая ветвь, но электробус – не лучше»
– Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит в Москве с троллейбусами?
– Честно? Положительно. Сейчас многие, наверное, возмутятся, но я, как специалист в области рельсового транспорта, глубоко убеждён: троллейбус в современную эпоху — это тупиковая ветвь развития. Другое дело, что то, на что их меняют, меня тоже совершенно не устраивает. Автобусы и сверхдорогие электробусы — на мой взгляд, тоже тупик.
Если уж снимаете троллейбусы, восстанавливайте на их месте трамвай! Садовое кольцо — широкая улица, и две трамвайные линии в центре кардинально улучшили бы транспортную ситуацию. Это можно сделать на современном уровне: выделенные пути, новая инфраструктура. Можно даже вернуть легендарную «букашку» (до 1937 года по Садовому кольцу ходили трамваи маршрута «Б», которые прозвали «букашками», позже их заменили на троллейбусы, а несколько лет назад на автобусы – прим.1520). Тогда в Москве появилось бы третье важное рельсовое кольцо наравне с Кольцевой линией метро и МЦК.
Европа идёт именно по этому пути — там трамвай возвращается. У нас говорят, что контактная сеть троллейбусов портит вид исторического центра. В Европе в исторических центрах многих городов есть пешеходные улицы, по которым ходят трамваи без проводов. Современные технологии позволяют решить этот вопрос: ставятся аккумуляторы, и трамвай проезжает центр на батареях. А выехав на магистраль, поднимает токоприёмник и дальше едет от сети.
– Но в Москве ведь перестали уничтожать трамвайные линии?
– Да, приятно, что, будем надеяться, эпоха уничтожения закончилась. Движение по Лесной улице даже восстановили. Но нового строительства пока почти нет (единственный новый участок путей, построенный недавно впервые за 40 лет от Лесной улицы до Белорусского вокзала, имеет протяженность менее 400 метров – прим.1520). В Петербурге уже что-то строят, а в Москве пока только разговоры. Сколько лет говорят про скоростной трамвай на шоссе Энтузиастов или от Чертановской до Бирюлево? На практике же ничего не двигается.
Другое дело, что идёт активное обновление самого подвижного состава! На смену старым «Татрам» и вагонам Усть-Катавского завода приходят уже упомянутые «Витязи» — на мой взгляд, очень красивые, удобные, тихие и быстрые вагоны.
Я очень надеюсь, что появление таких отечественных вагонов станет предвестником кардинального изменения отношения к трамваю не только в Москве, но и по всей стране. Надеюсь, что в крупных городах трамвай станет надёжным помощником метро и электричек, а в городах поменьше — и вовсе основным видом быстрого и комфортного общественного транспорта.
