Трельяж занимал особое место в сердцах и домах советских женщин. Этот предмет мебели становился настоящим островком личного пространства, где можно было не только хранить косметику и духи, но и, что важнее, увидеть себя со всех сторон благодаря системе зеркал — почти как в объемном изображении. Чаще всего его ставили не в спальне, а в прихожей, где он встречал и провожал своих хозяек.
В моей семье трельяж тоже был — и у нас, и у обеих бабушек. В детстве я не понимала его предназначения: зачем столько зеркал? Почему именно «трельяж»? Вопросы оставались до поры до времени без ответа.
Как выяснилось, корни у этого предмета вовсе не советские. Само название — французское, и появился такой столик, согласно историческим источникам, ещё в XVII веке. Изначально он чаще имел одно зеркало, а вариант с тремя считался признаком большого достатка. Интересно, что в нижней части иногда хранили ночной горшок — такова была бытовая реальность того времени.
В XVIII столетии мода на такие туалетные столики пришла в Российскую империю вместе с другими веяниями из Парижа. Так трельяж стал атрибутом жизни русской аристократии, а не только европейской знати.
Почему в СССР прижился именно трёхзеркальный вариант?
Меня долго занимал вопрос: почему в советское время особенно ценилась модель с тремя зеркалами? Я искала официальные объяснения — может, такие просто больше выпускали? Но документальных подтверждений не нашла, поэтому позволю себе выдвинуть несколько предположений, основанных на логике и культурном контексте.
Во-первых, исторически трюмо с тремя зеркалами было символом статуса и достатка. Эта память, возможно, передавалась через поколения: от прабабушек, помнивших дореволюционный быт, — к бабушкам, а от них — к их детям. Для советского человека, получившего доступ к когда-то элитарной вещи, выбор «побогаче», то есть с тремя зеркалами, мог быть подсознательным жестом к более красивой, обеспеченной жизни.
Во-вторых, у советской женщины были свои практические задачи. Многие шили одежду сами, и трельяж с возможностью увидеть себя сбоку и сзади становился незаменимым помощником в примерках и создании образа. Это была не просто мебель, а функциональный инструмент для повседневной жизни.
