Во время своей поездки в Тбилиси мне довелось познакомиться с удивительным человеком по имени Тимотэ. Он музыкант, который зарабатывает на жизнь, играя на трубе в местном метро. Наша беседа раскрыла необычный жизненный путь: он рассказал мне о своих двух высших образованиях, о сложностях и тонкостях работы в подземке, о том, сколько можно здесь заработать, и почему, как оказалось, выступать в метро Тбилиси в чём-то даже лучше, чем в Нью-Йорке.
Поистине, человек-оркестр: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Смена приоритетов: от перевода к музыке
Сегодня Тимотэ идентифицирует себя прежде всего как музыканта, и только потом — как переводчика и юриста. Хотя ещё недавно всё было с точностью до наоборот. Его любовь к музыке и умение играть зародились давно, а первый опыт заработка на этом деле он получил ещё в студенческие годы, живя в Италии.
Позже, в его «прошлой жизни», как он сам её называет, карьера переводчика-синхрониста пошла в гору. У него появились серьёзные клиенты — руководители крупных международных компаний, для которых он переводил на встречах. Письменные заказы на юридические документы приносили до 900 евро за один рабочий день.
Но даже такой успех не заставил его отказаться от музыки. Когда нужны были деньги, он брал трубу и шёл играть в метро — будь то Нью-Йорк или Москва. Всё изменилось пару лет назад: из-за санкций и общей политической ситуации его основные клиенты в России исчезли, и поток переводческих заказов иссяк. Тогда Тимотэ принял решение переехать на историческую родину, в Грузию, где он родился. Его жена, грузинка по происхождению (хотя и родившаяся в Москве), полностью поддержала этот шаг.
Новая жизнь и старый способ заработка
В Тбилиси он снова вернулся к заработку музыкой, или, как говорят на музыкальном сленге, к «штырке». Владение несколькими языками (итальянским, польским, испанским, белорусским, английским) и опыт перевода сложных текстов когда-то позволяли ему зимой отдыхать на пляжах США. Теперь же впереди были другие вызовы.
Ипотека, собаки, кредиты и поиск себя
«Мы обзавелись ипотекой, автокредитом, взяли кредиты на ремонт и так далее. Поначалу думали заняться туризмом, но, приехав, быстро поняли, что этим здесь занимается каждый второй таксист и ещё столько же приезжих. И тогда я вспомнил про музыку и то, как «штырка» не раз выручала меня в трудные времена», — поделился Тимотэ.
К финансовым обязательствам добавилась и большая ответственность: у моего знакомого три собаки, взятые с улицы, плюс он помогает другим бездомным животным, а это всё требует немалых средств. Хотя к моменту переезда в Тбилиси у Тимотэ уже был опыт выступлений в разных странах, чтобы наладить стабильный заработок в метро, пришлось потрудиться.
Он разучил около сорока композиций, методом проб и ошибок нашёл оптимальный маршрут по вагонам, вычислил идеальную частоту выступлений и обновления репертуара, чтобы доход не падал. Пришлось освоить и технические моменты: как настроить усилитель, чтобы звук был хорошо слышен, но не оглушал пассажиров. На отладку всей этой системы ушли месяцы.
В итоге ему удалось выйти на доход, которого хватает на покрытие кредитов. Хотя работа эта отнюдь не лёгкая. Физически непросто постоянно перемещаться по вагонам, играть и успевать перебегать на станциях в другой состав.
Тимотэ старается играть на пределе своих возможностей, а в свободное время берёт уроки и репетирует. Он объясняет это тем, что среди случайных слушателей в метро могут оказаться настоящие профессионалы, и хочется быть на высоте. В Грузии хорошим днём считается, если в одном вагоне собираешь два лари и больше.
Тбилиси vs Нью-Йорк: где играть выгоднее?
Сравнивая опыт, Тимотэ отмечает, что в Нью-Йорке нормальный дневной заработок музыканта в метро — около 150 долларов. Бывает и больше, но реже. Однако и расходы там значительно выше, и конкуренция жёстче. Чтобы люди в спешащем Нью-Йорке обратили на тебя внимание, нужно быть виртуозом высочайшего класса.
Опасности, полиция и человеческое отношение
По словам Тимотэ, полиция в Тбилиси к уличным музыкантам в метро относится вполне лояльно. Однажды в вагоне возник конфликт: молодой человек требовал, чтобы он прекратил играть. Ситуацию разрешил другой пассажир, который оказался полицейским и встал на защиту музыканта.
В целом, неадекватных людей, по его наблюдениям, встречается немного, и это всегда лотерея — агрессором может оказаться как пожилая женщина, так и молодой парень. Был неприятный инцидент, когда одна пассажирка ударила его по трубе, из-за чего он несколько дней ходил с травмированной губой. Теперь он научился быстро отводить инструмент, если видит, что к нему тянется чья-то рука. Но, к счастью, такие случаи — редкость. Большинство людей настроены доброжелательно, понимают, что музыка — это его работа, и с удовольствием благодарят небольшими «чаевыми».
