«Иволга»: отечественный успех с неудобными сиденьями

Уже больше двух месяцев по Московским центральным диаметрам успешно курсируют новые электропоезда «Иволга». Со стороны технического персонала я слышал положительные отзывы о надежности состава. И как рядовой пассажир могу подтвердить: поездка действительно комфортная — плавный ход, тихо, в салоне приятный микроклимат. Однако есть один существенный недостаток, который бросается в глаза, — это сиденья. Они, на мой взгляд, заметно портят общее впечатление.

Первый полностью российский электропоезд

Главная особенность «Иволги» в том, что это первый электропоезд такого уровня, который полностью спроектирован и собран в России. Производство налажено на Тверском вагоностроительном заводе. Да, «Ласточки» тоже собирают у нас, но они создаются по иностранной лицензии и технологиям. «Иволга» же — это самостоятельная, отечественная разработка от идеи до реализации.

В движении поезд приятно удивляет: нет тряски или резких толчков, в салоне тихо. Система кондиционирования работает отлично — не жарко и не холодно. Современные информационные табло над дверями и в проходах хорошо читаются. Отдельный плюс — свободный проход через весь состав без тамбуров. От знакомых, связанных с обслуживанием, я узнал, что «Иволга» показала себя как надежная машина. Конечно, без мелких недочетов не обошлось, но серьезных поломок во время рейсов с пассажирами не случалось.

Проблема — в креслах

В целом, впечатления могли бы быть исключительно положительными, если бы не одно «но». И это «но» — сиденья. За годы выпуска поезд модернизировали, но кардинально кресла так и не изменили. В самой первой версии они выглядели вот так.

Во второй модификации, которая сейчас работает на МЦД-2, количество мест увеличили, подголовники стали синими, но суть конструкции осталась прежней.

Наконец, в третьей версии вернули красные подголовники и добавили под каждым сиденьем USB-разъемы для зарядки устройств (за это отдельное спасибо), однако сами кресла принципиально не изменились.

Сравнение с «Ласточкой»

Для сравнения посмотрите на кресла в базовой комплектации «Ласточки», которая, как и «Иволга», используется для городских и пригородных маршрутов.

В «Ласточке» установлены мягкие, высокие кресла с подлокотниками, все они направлены в одну сторону. Сидеть в них очень удобно — ощущения как в самолете или комфортабельном междугороднем автобусе. Подлокотник здесь выполняет важную функцию: он разделяет личное пространство пассажиров. В «Иволге» же, к сожалению, этого нет. Сиденья ощутимо жестче, часто приходится сидеть лицом к лицу с другим пассажиром, а твоя зона ничем не отделена.

Меньше мест для сидения

Из-за разной компоновки салонов отличается и общее количество сидячих мест. В пятивагонной «Иволге» их 260, а в «Ласточке» — от 386 до 416. При этом нельзя сказать, что в «Иволге» есть какие-то дополнительные свободные зоны. И там, и здесь предусмотрены площадки для колясок и велосипедов, а также по два туалета. Хотя маршруты «Иволги» позиционируются как городские, на практике люди ездят на них из пригорода, проводя в пути минимум полчаса. Стоять такое время неудобно для большинства. Поэтому решение не ставить кресла, как в «Ласточке», выглядит довольно странно.