Против сильного течения на некоторых реках и сейчас подниматься сложно, даже под мотором. Например, многие яхтсмены в наше время опасаются подниматься вверх по Неве, и особенно по Ивановским порогам из-за слишком сильного течения.
Что уж говорить о прошлых временах. Тогда против течения суда приходилось тянуть бурлакам. Конечно, это было непросто. Мало того, что течение само по себе сильное, так еще и мог мешать встречный ветер.
После того как начали появляться первые пароходы, там, где берег не подходил для бурлацкого труда, суда таскали против течения с помощью буксиров:
В 1933 году состоялась Экспедиция особого назначения № 1 по переброске отряда кораблей Балтийского флота из Кронштадта в Мурманск для формирования Северной военной флотилии (первого формирования будущего Северного флота ВМФ России).
В составе экспедиции были два эсминца, два сторожевых корабля и две подводные лодки. Вот один из тех эсминцев:
И все бы ничего, но экспедиции надо было пройти порожистую Свирь, которая в те времена, пока еще не возвели две ГЭС и не подняли уровень реки, затопив почти все пороги, была очень сложна для судоходства.
Для перехода по мелководной Свири эсминцы были максимально облегчены и загружены в импровизированные деревянные плавучие доки. А осадка подводных лодок позволила пройти им Свирь без дополнительных приспособлений...
Однако на Сиговых порогах Свири подводные лодки самостоятельно подняться не могли. Поэтому их тянули четыре мощных колёсных буксира в ордере «цугом».
Сильное течение бросало лодку от одного берега к другому, и, чтобы она не села на мель, её с обоих бортов удерживали небольшие винтовые буксиры.
Ну а дальше проблем уже не было. Корабли своим ходом прошли по Онежскому озеру до города Повенец, где более месяца простояли в ожидании завершения работ на шлюзах Беломорско-Балтийского канала, — к тому времени строительство Беломорканала ещё не было завершено.
Дело в том, что в СССР бурлацкая тяга была запрещена только в 1929 году (а Экспедиция особого назначения № 1 проходила всего через 4 года после этого, в 1933 году).
Кроме того, в годы Великой Отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга кое-где все-таки в качестве исключения применялась!
Таким образом, если бы на Свири как раз в 1933—1935 годы не построили первую ГЭС, не затопили кое-какие пороги, и не облегчили тем самым судоходство, то вполне можно предположить, могло бы так случиться, что по реке за неимением буксиров, суда бы тянули бурлаки.
К счастью, этого не случилось, но потенциально вполне могло.
PS Эта статья - только лишь фантазия на тему. А точнее - повод рассказать о проблемах, с которыми сталкивались даже военные суда при прохождении порогов.
И повод задуматься, как в начале ХХ века технический прогресс еле-еле успел обеспечить возможность обойтись без активной помощи бурлаков во время второй мировой войны.