Даже сегодня, с современными моторами, бороться с мощным течением некоторых рек — задача не из простых. Многие яхтсмены, например, до сих пор с опаской смотрят на подъём по Неве, особенно на участке Ивановских порогов, где вода буквально сносит всё на своём пути.
А представьте, каково было в старину, когда против стремительного потока суда тянули вручную — бурлаки, упираясь в бечеву, медленно, шаг за шагом, вели корабли вверх по реке. Это был каторжный труд: не только течение сопротивлялось, но и встречный ветер мог свести на нет все усилия.
С появлением первых пароходов ситуация начала меняться. На сложных участках, где береговая линия не позволяла идти бурлацкой ватаге, на помощь приходили буксиры — они тащили суда против течения, заменяя человеческую силу машинами.
Экспедиция особого назначения
В 1933 году была организована Экспедиция особого назначения № 1. Её цель — перебросить отряд кораблей с Балтики в Мурманск для создания Северной военной флотилии, будущего Северного флота России. В состав вошли два эсминца, два сторожевых корабля и две подводные лодки.
Маршрут пролегал через множество водных артерий, но главным испытанием стала порожистая река Свирь. В те времена, до постройки каскада ГЭС, её пороги представляли серьёзную преграду для любого судна.
Чтобы преодолеть мелководную Свирь, эсминцы пришлось максимально облегчить и поместить в специально сколоченные деревянные плавучие доки. Подводные лодки, благодаря меньшей осадке, могли идти самостоятельно, но и им предстояло суровое испытание.
Битва с Сиговыми порогами
На Сиговых порогах течение было настолько сильным, что подлодки не могли подняться своими силами. Для их проводки задействовали целую флотилию из четырёх мощных колёсных буксиров, которые тянули субмарины «цугом» — друг за другом.
Течение швыряло лодки от берега к берегу, грозя посадить их на мель. Чтобы удержать курс, с обоих бортов работали небольшие винтовые буксиры-«помощники», постоянно корректируя положение.
После Свири путь стал проще. Корабли своим ходом прошли Онежское озеро до Повенца, где более месяца ждали окончания работ на шлюзах строящегося Беломорско-Балтийского канала.
А что, если бы не было буксиров?
Здесь стоит вспомнить важный исторический факт: бурлацкий труд в СССР был официально запрещён лишь в 1929 году. А экспедиция состоялась всего через четыре года после этого. Более того, в годы Великой Отечественной войны, на некоторых малых реках, из-за острой нехватки техники, к бурлацкой тяге всё же прибегали как к вынужденной мере.
Таким образом, если бы к 1933 году на Свири ещё не начали строить первую ГЭС, не подняли уровень воды и не затопили часть порогов, облегчив судоходство, то сценарий мог быть иным. При отсутствии достаточного количества мощных буксиров, кто знает, не пришлось бы военным кораблям нанимать артели бурлаков для преодоления порогов?
К счастью, этого не произошло. Но сама возможность такого развития событий была вполне реальной. Эта история — не просто фантазия, а повод вспомнить, с какими трудностями сталкивались даже военные суда в первой половине XX века. И как технический прогресс буквально в последний момент, накануне глобальных испытаний Второй мировой, позволил окончательно заменить человеческую силу машинной, избавив флот от зависимости от бурлацкой лямки.
