Грузия — страна, где уровень жизни большинства людей нельзя назвать высоким, многие живут довольно скромно. Однако, взглянув на поток машин на улицах, можно подумать совершенно иначе — автомобильный парк здесь выглядит неожиданно дорогим и современным.
Прогуливаясь по Тбилиси, я была искренне удивлена обилию престижных иномарок. Возникает закономерный вопрос: откуда у жителей, в условиях не самой сильной экономики, средства на такие приобретения?
Кредиты как ключ к роскоши
На мой взгляд, разгадка кроется в условиях автокредитования. Еще недавно в Грузии можно было оформить заем на машину под 0% годовых, что по сути превращало покупку в долгосрочную рассрочку. Это открывало доступ к автомобилям, которые при других обстоятельствах остались бы лишь мечтой. Сейчас, как я слышала, банки начинают ужесточать требования, но эффект от прежней политики налицо.
Количество машин в стране, особенно в столице, растет с каждым годом. Центр Тбилиси все чаще парализован пробками. Создается впечатление, что люди садятся за руль даже для самых коротких поездок, которые легко можно было бы пройти пешком.
Такси и личные предпочтения
Отдельного внимания заслуживает таксопарк. Он практически полностью состоит из автомобилей Toyota, причем очень часто это гибридные Prius. Интересно, что большинство из них — белого цвета, создавая ощущение единого корпоративного стиля на улицах.
В целом, я заметила две основные тенденции в выборе автомобилей. Грузины либо отдают предпочтение дорогим, статусным иномаркам, либо — что встречается значительно реже — экономичным компактным моделям, популярным в Европе. Этот диссонанс между уровнем доходов и стоимостью машин на дорогах не перестает меня поражать. Даже с учетом кредитов, суммы ежемесячных платежей за такие авто должны быть существенными для семейного бюджета.
Что на дорогах?
Отечественные автомобили — большая редкость в Тбилиси. За два часа прогулки по городу я встретила всего один, как на фото. Основной поток состоит из новых, современных моделей. Еще одна деталь: коробка-«автомат» явно преобладает над «механикой», что говорит о стремлении к комфорту.
За городом, например, по дороге в Гудаури, картина меняется. Там больше внедорожников и микроавтобусов, что продиктовано горным рельефом. Но для повседневной городской жизни грузины, судя по всему, делают осознанный выбор в пользу больших, модных, дорогих и престижных автомобилей. Это действительно интересный социальный и экономический феномен.
