Арктика — земля разнообразных опасностей. И холод — далеко не самая страшная напасть. По крайней мере к холоду люди были хотя бы готовы, а о многих вещах, за неимением практического опыта, даже не подозревали.
Я уже рассказывала про две такие напасти, и на днях упоминала третью. А здесь хочу всех их объединить.
Из-за нее массово страдали вплоть до ХХ века не только участники полярных экспедиций, но и промысловики и даже маячники, а также работники полярных радио- и метеостанций.
Дело в том, что несмотря на то, что способы борьбы с цингой были известны уже в 17 веке, истинные ее причины стали понятны лишь в 1932 году. Тогда и было доказано, что цинга вызывается исключительно недостатком витамина C. До этого же доминировала теория об инфекционном характере заболевания.
Поэтому люди зачастую просто не подозревали, что им достаточно взять побольше лука, кислой капусты или клюквы: при помощи этих средств болезни почти наверняка можно было бы избежать. Или хотя бы заготовить на зиму побольше местных ягод (если они там, конечно, в принципе растут; на Земле Франца-Иосифа, к примеру, ягод нет).
На зиму полярники обеспечивались, как правило, достаточно скудным набором продуктов. И само собой, не овощами с фруктами, а в основном лишь мукой, сухарями, маслом, горохом, крупой, кофе (чаем, какао) и некоторыми консервами. Именно такой рацион часто и приводил к фатальному недостатку витамина С.
Вот тут об опасностях цинги можно почитать подробней.
Путешественники-первооткрыватели, участвующие в арктических экспедициях, в высокоширотной Арктике раньше не бывали, и многих ее специфических особенностей еще не знали.
Так, например, они не подозревали, что печень белого медведя содержит огромное количество витамина А, и люди, съевшие ее, просто погибают от гипервитаминоза. Кстати, касается это не только медведя, но и печени тюленя, кита, моржа, акулы, морского зайца.
"Если в небольшом объеме витамин А не только безвреден, но даже необходим, то при употреблении в чрезмерном количестве он становится смертельно опасным ядом.
Например, всего 100 г печени белого медведя содержит около 400 тыс. мкг, то есть в пятьсот раз больше дневной нормы. Таким образом, употребление небольшой, даже микроскопической порции практически гарантирует отравление витамином А".
К счастью, в основном люди были более-менее осторожны, пробуя новую для себя пищу:
Как писал в своем дневнике Валериан Альбанов - "Когда мы еще были на «Св. Анне», у нас ходили слухи, что медвежью печень есть нельзя, так как от нее человек заболевает. Хотя мы и не особенно доверяли этим слухам, но все же не ели, за исключением нескольких человек, самых «вольнодумцев». Теперь мы все ели печень, и могу сказать по личному опыту, что печень вредна. У всех так сильно ломит голову, что можно подумать, что мы угорели и даже хуже. Кроме того, у меня во всем теле сильная ломота, а у многих – расстройство желудка. Нет, теперь довольно есть печень!"
Вот тут о проблемах, связанных с печенью некоторых животных, можно почитать подробней.
Оказывается, люди в Арктике (и Антарктике) очень часто угорали. Многим удавалось спастись, но бывало, что гибли целые экспедиции, десятки человек.
Как известно, при повышении концентрации СО до 0,32 % возникает паралич и потеря сознания (летальный исход наступает через 30 минут). А при концентрации выше 1,2 % сознание теряется после двух-трёх вдохов, человек умирает менее чем через 3 минуты.
Случаи подобных отравлений — не редкость:
Например, зимой 1596-1597 годов арктическая экспедиция Виллема Баренца построила для зимовки на берегу целый дом с каменным очагом внутри. Команда Баренца чуть было не угорела из-за неисправности вытяжной трубы. Лишь в последний момент кто-то из моряков сумел открыть входную дверь и тем самым спасти товарищей.
И даже опытный и удачливый Амундсен писал в одной из своих книг, как однажды он угорел от керосиновой лампы в одном из своих научных домиков, и потом очень долго от этого оправлялся.
А вот и не такой удачный случай. Конечно, гибель от отравления угарным газом — только версия, но она выглядит достаточно достоверной. Речь идет об английской торговой экспедиции под руководством Уиллоби. Мореходы дошли до Новой Земли, вернулись на Кольский полуостров, где и зазимовали. А весной корабль нашли поморы. Никто из членов экспедиции не выжил. Причем выглядело происходящее очень и очень странно (на дзене нельзя описывать всякие такие подробности, поэтому можете их почитать по ссылке).
Причиной гибели всего экипажа предположительно стало отравление угарным газом. Из-за него люди могли впасть в состояние комы, а потом уже замерзнуть.
А накопиться угарный газ мог из-за того, что углям не хватило кислорода для полноценного окисления. Возможно, экипаж законопатил для зимовки все щели судна, и затопив в очередной раз печи на судне, мгновенно угорел.
Но эта проблема, в отличии от цинги, встречается и в наше время. Лично мы слышали рассказы и об удачных случаях — при которых людям в последний момент удавалось открыть дверь, и о неудачных, когда охотники или рыбаки останавливались в промысловых избах, ложились спать, и закрывали заслонку у непрогоревшей печи, и уже не просыпались никогда.