Дорога в Мордвиновку: испытание для машины и нервов

Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжаю свой проект «Российская глубинка», и сегодня хочу поделиться впечатлениями от пути в одну из деревень Челябинской области.

Вчера я рассказала о самой деревне Мордвиновка в Увельском районе. А сегодня, как и обещала, посвящу отдельный рассказ дороге до неё. Сразу скажу: это не просто перемещение из точки А в точку Б, а настоящее путешествие с элементами экстрима, которое и побудило нас включить эту деревню в список первых для посещения.

Наш маршрут начинался в Южноуральске. Навигатор оптимистично сообщил о 50 километрах и 50 минутах пути. Первый отрезок до посёлка Увельский действительно не вызвал нареканий — асфальт был вполне приличным.

Сам Увельский мы лишь слегка задели. Кстати, это административный центр района, и, на мой взгляд, дела там обстоят неплохо. Возможно, как-нибудь сделаю о нём отдельный репортаж — напишите в комментариях, было бы вам это интересно?

Поворот на «приключения»

За Увельским мы свернули направо, в сторону Рождественки и Хуторки. Дорога налево, ведущая к Хомутинино и Дуванкулю, осталась с нами лишь в воспоминаниях о хорошем асфальте. Наш путь, увы, был другим.

Как только покидаешь Увелку, качество покрытия резко меняется в худшую сторону.

Технически дорога асфальтирована, но ехать по ней — сущее мучение. Всё покрыто свежими заплатками, похоже, работы велись совсем недавно, летом.

Муж шутит, что за дорогой следят: регулярно ремонтируют, ставят заплатки. Но на мой взгляд, такой «ремонт» только усугубляет ситуацию, создавая сплошную полосу неровностей. Машину постоянно трясёт, и ты подпрыгиваешь на каждой кочке-заплатке.

  • Лучше бы уж сняли этот старый асфальт и сделали нормальную дорогу раз и навсегда, а не лепили эти заплатки каждый год! — искренне не понимаю я логики такого подхода. А муж в ответ смеётся:
  • Если сделать капитальный ремонт, то и работы на следующий год не будет, и денег не выделят. А так — процесс идёт, все при деле.

Грунтовка и ощущение путешествия во времени

Медленно, но верно мы добрались до развилки примерно в 30 километрах от начала пути. Дорога на Петровское, ведущая к Октябрьскому тракту, уходит дальше под асфальтом. А вот наш путь в Мордвиновку продолжился по грунтовому грейдеру. Это был резкий переход в другую реальность.

Для тех, кто не знаком с этими местами, поясню. Местность здесь — лесостепь, но лесов мало, в основном степи. Помню из детства, что все поля вокруг были засеяны зерновыми. Сейчас же — пустошь. И дело не в поздней осени, летом здесь тоже почти ничего не сеют.

В этом краю много озёр и болот. Почвы — суглинки. И вот осенью или весной грунтовые дороги с таким покрытием превращаются в настоящий ад.

Достаточно небольшого дождя, талого снега — и перед тобой уже не дорога, а вязкое месиво из грязи и глины.

Испытание на прочность

Главная опасность такой мокрой дороги — потеря сцепления. Машину может начать неконтролируемо вести, и велик риск не справиться с управлением, особенно на скорости, и оказаться в кювете.

Конечно, современные автомобили оснащены системами стабилизации, которые помогают выровнять машину. Но полагаться на них полностью не стоит. Муж, чтобы прочувствовать дорогу, немного разогнался и затем слегка притормозил. Машину сразу повело — очень неприятное ощущение, будто её куда-то тащит против твоей воли.

Электроника сработала, и машину потихоньку выровняли, но эксперимент оставил после себя не самые приятные впечатления.

После этого мы уже не рисковали и ползли по этой грунтовке, не превышая 40-50 км/ч. Каких-то 18 километров мы преодолевали почти полчаса.

Естественно, о чистоте автомобиля после такой дороги можно было забыть. Наша «свинюшка», и до поездки не сиявшая чистотой, стала выглядеть в разы хуже.

Колейность на таких дорогах появляется очень быстро, что лишь добавляет «очарования» и сложности движению.

Деревня-оазис и грустные мысли

В общем, добраться до Мордвиновки сейчас — то ещё приключение. Местные старожилы из Увельского утверждают, что в советское время эта дорога была асфальтированной. Честно говоря, сейчас в это верится с большим трудом.

Но вот что самое удивительное! Как только въезжаешь в деревню, под колёсами резко появляется асфальт! Конечно, заасфальтированы не все улицы, но основные — вполне приемлемого качества. Правда, заканчивается этот асфальт на противоположном конце деревни так же внезапно, как и начался.

Знаете, самое печальное — это то, что таких дорог в России, наверное, 40-50%. Они соединяют сёла и деревни. Это не федеральные трассы, не дороги областного значения, за которыми следят, их ремонтируют и строят новые.

На эти «ниточки жизни» денег почти не выделяют, за ними не ухаживают. О капитальном ремонте или асфальтировании и речи не идёт. А ведь в этих деревнях живут люди. Работы там часто нет, а до ближайших мест, где она есть, — те самые 15-20 километров по такому бездорожью. Становится совсем грустно от этой мысли.

А вы смогли бы жить в деревне, до которой так сложно добраться? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации! Завтра я расскажу о том, как выглядят государственные учреждения в самой Мордвиновке.

А чтобы следить за нашими путешествиями в режиме реального времени, подписывайтесь на аккаунт в Instagram @zapiskinakolenke и смотрите сторис.