С момента запуска поездов из Санкт-Петербурга в Севастополь и из Москвы в Симферополь я часто встречаю в интернете жалобы на якобы завышенную стоимость билетов. Мне стало интересно, насколько эти претензии обоснованы, и я решил разобраться в вопросе подробнее, проведя собственный анализ.
Плацкартная стабильность
Для начала рассмотрим плацкартные вагоны. На данный момент они есть только в составе поезда №7/8 Санкт-Петербург – Севастополь, но уже весной количество составов с плацкартом планируют увеличить.
Стоимость билета из Петербурга в Севастополь варьируется от 3763,40 до 4666,50 рублей в зависимости от типа места (нижнее или верхнее боковое). Но как понять, дорого это или нет? Давайте проведем сравнение тарифов крымского поезда (его обслуживает компания «Гранд Сервис Экспресс») с поездами ФПК (дочерней структуры РЖД) на примере участка, где работают оба перевозчика.
Возьмем, к примеру, маршрут Санкт-Петербург – Тверь. Цена на крымский поезд здесь всегда фиксирована и составляет 1069,60–1299,20 рублей. В то же время у ФПК стоимость меняется в зависимости от сезона и дат. Например, в период январских праздников тариф ФПК повышен на 10%, и проезд на нижней полке обойдется в 1414 рублей (это на 115 рублей дороже, чем у крымского перевозчика). А с 9 января по 21 февраля действует скидка 12%, и цена составит 859–1162 рублей (примерно на 150 рублей дешевле).
Важно понимать, что базовый тариф на плацкартные, общие и сидячие вагоны поездов дальнего следования устанавливается государством через ФАС. ФПК имеет право гибко его корректировать: повышать в пик спроса и снижать в периоды низкой загрузки, тем самым регулируя предложение. График таких изменений публикуется заранее на год вперед. ФАС же контролирует, чтобы в среднем за год выходила именно утвержденная изначально ставка.
Вывод по плацкарту: стоимость проезда в плацкарте до Крыма соответствует государственному тарифу. Если бы маршрут обслуживала ФПК, то летом и в праздники цены были бы выше, а весной и зимой — ниже. Кстати, если политика ценообразования не изменится, то летом поездка в Крым может оказаться заметно выгоднее, чем в Сочи, поскольку у ФПК с середины июня по конец августа действует надбавка в 20%, а крымские тарифы остаются неизменными круглый год.
Купе: Крым vs Адлер — где дешевле?
Оценить стоимость билетов в купе сложнее, ведь здесь применяется динамическое ценообразование. Цены постоянно меняются в зависимости от спроса и не всегда напрямую связаны с расстоянием.
Давайте представим гипотетическую ситуацию: турист из Москвы планирует на февральские праздники поехать к морю на поезде и выбирает между Крымом и Адлером.
Билет в купе двухэтажного поезда в Крым («Таврия») на 20 февраля 2020 года стоит от 3068,50 рублей (верхняя полка) до 4634 рублей (нижнее место) в вагоне без дополнительных услуг. Если добавить питание, цена возрастает до 3824,40–5389,90 рублей.
В Адлер из Москвы также курсирует двухэтажный состав. В отличие от «Таврии», он имеет фирменный статус, хотя это выражается в довольно скромном сервисе: одноразовое питание, застил белья на верхних полках и небольшой дорожный набор. На ту же дату билеты на этот поезд стоят от 2842 до 5484 рублей (разброс зависит от типа полки и условий возврата).
Поездка до Адлера в нефирменном купе обычного одноэтажного поезда обойдется в 3712–5461 рублей, а в фирменном одноэтажном составе — от 2999 до 6082 рублей.
Как видно из сравнения, ценовые диапазоны на поездки в Крым и в Адлер вполне сопоставимы.
Итог по купе: утверждать, что цены на купейные билеты в Крым искусственно завышены, не приходится. Многие проводят параллель с авиаперелетами и удивляются, что самолет порой дешевле. Вне сезона — это действительно возможно. В крымском направлении работает множество частных авиакомпаний, и в условиях конкуренции они снижают тарифы.
На железной дороге такой острой конкуренции пока нет. Однако летом, когда авиакомпании активно повышают цены, железнодорожники остаются в более выгодном положении, так как их тарифная политика регулируется законодательством и не позволяет резких взлетов стоимости.
