Почему плацкарт остаётся народным любимцем: 9 преимуществ перед купе и СВ

В своих статьях я всё чаще сталкиваюсь с живой реакцией читателей: многие искренне переживают из-за слухов о возможном исчезновении плацкартных вагонов. Люди встают на их защиту, аргументированно доказывая, почему этот формат не стоит списывать со счетов. Позже я расскажу, почему полное исчезновение плацкарта всё же маловероятно, а для начала — обещанные девять причин народной любви к этим вагонам, которые заставляют многих выбирать их даже вместо более комфортабельных купе и СВ.

1. Доступная цена — главный козырь

Самое очевидное преимущество — экономия. Билет в плацкарт почти всегда обходится дешевле. Да, иногда благодаря спецпредложениям можно поймать выгодную цену и в купе (особенно если сравнивать обычный купейный и фирменный плацкартный вагоны), но в подавляющем большинстве случаев плацкарт выигрывает по стоимости. Кроме того, на эти вагоны пока не распространяется гибкое ценообразование, а значит цена не взлетает в последние дни перед поездкой.

2. Современный парк

«Федеральная пассажирская компания» в последние годы активно обновляла именно парк плацкартных вагонов. Если заглянуть в отчётность ФПК, то на конец 2018 года цифры говорят сами за себя: средний износ плацкартов — 45,6% при возрасте 15,1 год, а у купейных вагонов износ уже 67,9% при возрасте 19,3 лет. Поэтому шанс попасть в плацкартный вагон с кондиционером, современным биотуалетом и розетками у пассажира сегодня выше.

3. Продуманный дизайн и эргономика

Плацкарты не просто новее — они часто интереснее с точки зрения организации пространства. Например, с 2019 года ФПК запустила в эксплуатацию модернизированные вагоны, где у каждого места появилась своя шторка для уединения, индивидуальный светильник и разъём USB для зарядки гаджетов. Путешествие в таком вагоне становится по-настоящему комфортным.

4. Чувство защищённости

Многие пассажиры, особенно женщины, путешествующие в одиночку, отмечают, что в плацкарте чувствуют себя в большей безопасности. Всё просто: вокруг находятся более 50 человек, все на виду, а в купе вы остаётесь один на один с тремя незнакомцами за закрытой дверью.

5. Лучший воздухообмен

В плацкартном вагоне, как правило, эффективнее работает вентиляция. Проветрить одно большое открытое пространство технически проще, чем множество изолированных купе, особенно если система вентиляции в поезде не идеальна.

6. Чёткие правила для всех

В плацкарте реже возникают бытовые конфликты между пассажирами, потому что за порядком следит проводник. Не придётся спорить с соседом о том, когда выключать свет — это решение принимает сотрудник поезда согласно распорядку.

7. Свобода выбора и экономия

Покупая билет в плацкарт, вы сами решаете, нужно ли вам постельное бельё. Если нет, можно сэкономить около 200 рублей. Кроме того, в плацкартные вагоны никогда не продают билеты с автоматически включённым питанием. А в купе от предоплаченного и часто не самого качественного обеда отказаться уже нельзя.

8. Преимущества боковых мест

К своему удивлению, я недавно узнал, что у боковых полок есть целая армия поклонников. Особенно это оценят те, кто путешествует вдвоём. Рядом со столиком удобно сидеть, работать за ноутбуком или любоваться пейзажами за окном, не мешая другим. Даже на верхней боковой полке открывается хороший обзор из окна.

9. Простор для багажа

Благодаря наличию третьих (верхних) полок в плацкартном вагоне пассажиры могут брать с собой крупногабаритные вещи: велосипеды, палатки, туристическое и спортивное снаряжение. Для многих это решающий фактор.

И всё же: что ждёт плацкарт в будущем?

Разговоры о возможном исчезновении классического плацкарта ведутся давно. Действительно, среди новых вагонов, которые ФПК заказала Тверскому вагоностроительному заводу, привычных нам плацкартов нет.

Но это не значит, что они скоро пропадут с железных дорог.

Во-первых, за прошлые годы ТВЗ произвёл для ФПК тысячи новых плацкартных вагонов, и их ресурс ещё не исчерпан.

Во-вторых, ФПК запустила программу глубокой модернизации существующего парка. В старых вагонах полностью меняют «начинку», устанавливают кондиционеры, биотуалеты и розетки. Многие из вас наверняка уже ездили в таких обновлённых составах.

Только в этом году планируется выпустить 50 модернизированных плацкартных вагонов со шторками и индивидуальным освещением.

И, наконец, в-третьих. Хотя производство вагонов текущей модели прекращено, в перспективе есть надежда на появление двухэтажных плацкартных составов, оборудованных даже душевыми кабинами. Официальных презентаций и планов по закупкам пока нет, но слухи ходят упорные.

Так что у нас ещё будет возможность проехаться в знакомом и любимом вагоне на 54 места!

Подписывайтесь на наши страницы ВКонтакте, Facebook или Одноклассники, чтобы не пропускать новые материалы. А в Telegram-канале мы также публикуем важные железнодорожные новости.