Как алфавитная система названий вагонов метро в СССР уступила место цифрам и именам

История советского, а позже российского метрополитена хранит одну занятную, почти курьёзную деталь, связанную с тем, как называли вагоны для подземки.

Когда в СССР наладили собственное производство метровагонов, для их обозначения выбрали простой и понятный принцип — буквы русского алфавита по порядку. Самый первый, пионерский состав получил лаконичное имя «А».

За ним последовали модели «Б» и «В». Мало кто сейчас вспомнит, но вагоны типа «В» — это на самом деле трофейные немецкие составы, которые привезли в Союз после войны и переделали для работы в наших метро. В Германии они носили латинскую литеру C, но у нас, чтобы не нарушать алфавитную последовательность, им дали следующую по счёту кириллическую букву.

Поворотный момент на букве «Ж»

Далее по конвейеру пошли вагоны «Г», «Д» и «Е». А вот когда очередь дошла до буквы «Ж», в планы вмешалась практичность. Решили, что отдельный вагон «Ж» создавать нецелесообразно. Вместо этого к уже существующей модели «Е» добавили ту самую спорную букву, и получился гибридный индекс «Еж». Букву «З» просто пропустили, а над вагоном «И» начали работу, но так и не завершили проект.

Составы «Еж», конечно, стали легендой метро и хорошо знакомы пассажирам того времени.

В народе их ласково прозвали «ежами» или «ёжиками».

От букв к цифрам и именам

После эпохи «ежей» и нереализованного «И» от буквенной системы отказались. В 1976 году ввели единую классификацию для всего подвижного состава, где вагоны стали получать цифровые индексы. Для метрополитена номера начинались с 81, для пассажирских поездов дальнего следования — с 61, для трамваев — с 71 и так далее.

А уже в 2000-х годах к сухим цифрам добавилась поэзия — вагоны стали получать красивые имена собственные: «Русич», «Москва», «Нева», «Юбилейный».

Кстати, до сих пор остаётся загадкой, почему же всё-таки пропустили именно «Ж» и «З». Было ли дело в неблагозвучии или в каких-то технических нюансах — однозначного ответа в исторических справках я не нашёл. Остаётся принимать это как один из тех забавных фактов, которые делают историю техники живой и человечной.