Проблемы железнодорожного сообщения с Крымом: взгляд изнутри

Открытие в декабре 2019 года железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом, Москвой и Крымом, безусловно, стало важным событием, которое многие встретили с энтузиазмом. Однако, на мой взгляд, в текущей организации перевозок есть ряд существенных недоработок. Хочу поделиться своими наблюдениями и рассказать о них подробнее.

1. Неоправданно долгое время в пути

Если до 2014 года поезд из Петербурга в Севастополь преодолевал маршрут за 33 часа, включая остановку в Москве и прохождение двух государственных границ, то сейчас на это уходит целых 43 часа. Увеличение времени связано не только с изменением маршрута. Нынешний состав суммарно простаивает на различных станциях около пяти с половиной часов (325 минут).

Конечно, можно ссылаться на железнодорожные процедуры: необходимость пропускать скоростные «Сапсаны», менять локомотивы и так далее.

Но практика показывает, что при наличии желания решения находятся. Вспомним, как несколько лет назад удалось запустить поезд Москва – Адлер, который идет всего 24 часа, благодаря тому, что весь маршрут обслуживается одним электровозом, что минимизировало стоянки.

Ситуацию усугубляет состояние крымской железной дороги: значительная ее часть остается неэлектрифицированной и однопутной. За пять лет в этом направлении, к сожалению, серьезных улучшений не произошло.

2. Проблема с сообщением между Москвой и Севастополем

Сейчас в Крым курсируют поезда Петербург – Севастополь и Москва – Симферополь. При этом состав, следующий в Севастополь, в Москве не делает остановки для посадки и высадки пассажиров, что создает неудобства.

Планируется, что в апреле 2020 года будет запущен прямой поезд Москва – Севастополь, но, по имеющейся информации, он будет ходить не ежедневно, время в пути окажется еще больше, и нет гарантий, что этот маршрут сохранится как круглогодичный.

3. Отсутствие плацкартных вагонов из Москвы

Поезд Москва – Симферополь сформирован из двухэтажных составов, в которых попросту нет плацкартных вагонов — самого демократичного по цене варианта.

Стоит напомнить, что тарифы на плацкарт регулируются государством, и перевозчик не может произвольно их менять. Совсем иная ситуация с купе, где действует динамическое ценообразование. Поэтому поездка из Москвы в Симферополь в разгар сезона вряд ли будет бюджетной.

4. Нехватка вагонов повышенной комфортности

Хотя Крым часто рассматривают как направление для экономного отдыха, раньше в крымских поездах всегда можно было найти вагоны высокого класса — СВ и даже люксы. На полуострове есть фешенебельные отели, и, несомненно, найдутся семьи с детьми, бизнесмены или просто ценители комфорта, которые предпочли бы путешествовать в условиях бизнес-класса.

Однако на сегодняшний день в поезде Петербург – Севастополь самый высокий класс — это купе, причем вагоны не самые новые. В составе Москва – Симферополь есть один двухэтажный вагон СВ, но и его уровень комфорта оставляет желать лучшего из-за специфики конструкции.

5. Неудобный сайт перевозчика

Сайт компании-перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» оставляет желать лучшего с точки зрения юзабилити. Это становится очевидно при попытке купить билет, узнать правила перевозки домашних животных (например, как оформить багажную квитанцию для кота) или выяснить, чем кормят в вагонах с включенным питанием. Интерфейс недружелюбен и неинформативен.

6. Невозможность накопить баллы РЖД-Бонус

И, наконец, небольшая, но важная для многих деталь, на которую обратили внимание мои читатели. Пассажиры, часто путешествующие поездами, привыкли к удобной бонусной программе «РЖД-Бонус».

Но поскольку перевозчиком в Крым выступает другая компания, пассажиры этих поездов лишены возможности копить и тратить баллы, что для многих является привычным и приятным бонусом.