Исповедь машиниста: о чем молчит РЖД

Профессия машиниста электровоза окружена мифами, но реальность часто оказывается суровее. Мы пообщались с действующим машинистом, который согласился честно ответить на самые острые вопросы. Его откровения вряд ли обрадуют руководство РЖД, но проливают свет на то, как всё устроено на самом деле.

Разумеется, имя и конкретное место работы нашего собеседника мы не раскрываем — это необходимо для его безопасности.

1. Работа машиниста — это медленное убийство здоровья?

– К сожалению, во многом это правда. Многие сразу вспоминают про электромагнитное поле в кабине, и оно действительно присутствует. Но куда страшнее постоянный цейтнот сна из-за плавающего графика, оглушительный шум, монотонность и хронический стресс. Особенно выматывают ситуации, когда перед тобой на пути внезапно появляются люди... Всё это должно компенсироваться дополнительным отпуском, но на практике это слабое утешение. Профессия подходит только для тех, кто изначально обладает железным здоровьем и крепкой психикой. И да, в кабине строжайше запрещено даже дремать — даже если стоишь на месте несколько часов подряд.

2. Правда о зарплате: таксисты зарабатывают больше?

Мой личный доход колеблется около 50 тысяч рублей. Сумма плавает из-за премий. Для Москвы это скромно, в регионах — вполне достойно. Но когда узнаёшь, что водитель такси может получать больше, а пилот самолета — в разы больше, становится немного обидно. Впрочем, есть и плюсы: полный соцпакет, отпуск на две недели длиннее обычного, ДМС, льготные билеты и возможность уйти на пенсию в 55 лет. Но важно понимать: чтобы стать машинистом, нужно несколько лет проработать помощником на зарплате вполовину меньше. И мои 50 000 — это ещё хороший вариант. Есть коллеги, которые едва вытягивают на 30 000.

3. Помощник машиниста — это уборщик путей после ЧП?

Отчасти это так, но не стоит всё драматизировать. Если происходит наезд, то именно помощник первым отправляется на место, чтобы оценить ситуацию, оказать первую помощь и вызвать медиков. Машинист обязан оставаться на своём посту. Если же помощь уже бессмысленна, то да, в обязанности входит и очистка путей. Но хочу успокоить: сталкиваться с таким приходится далеко не всем. Мне, например, слава богу, подобного опыта не довелось пережить.

4. Кумовство и блат — норма для РЖД?

Это явление существует, и оно распространено. Однако, если ты добросовестно работаешь и зарекомендовал себя, совсем уж тебя гнобить не станут. Просто «своих» чаще покрывают, смотрят сквозь пальцы на мелкие нарушения, первыми предлагают путёвки и премии. К «чужим» же применяют все правила по максимуму. Но, если честно, разве это уникальная черта именно нашей компании? Такое, увы, встречается повсеместно.

5. Бюрократия душит или спасает?

Бюрократии очень много. Существуют строгие регламенты даже для разговоров в кабине между машинистом и помощником или для переговоров с диспетчером. Кому-то это кажется излишним. Но с другой стороны, эта жёсткая дисциплина в критических ситуациях действительно помогает избежать ошибок. Все наши действия фиксируются и проверяются. За нарушения — наказания. Это важный элемент безопасности, хотя некоторые процедуры, на мой взгляд, можно было бы и упростить.

6. Приходилось ли быть наказанным?

Да, случалось. Наказывают многих, потому что идеально следовать всем инструкциям почти нереально. Самый запоминающийся случай — на меня пожаловались жители, что я слишком часто даю гудки и мешаю им спать. Провели разбирательство и признали, что я злоупотреблял сигналами. Хотя на самом деле я пытался предупредить людей, которые гуляли прямо вдоль путей. Дело было давно, лет десять назад. Сейчас, кажется, к этому относятся с большим пониманием.

7. Женщины за пультом электровоза — это реально?

Отношусь к этому неоднозначно. На современных электропоездах, где условия комфортны, есть туалеты и не требуется большая физическая сила, — почему бы и нет. Но представьте старый тепловоз, где иногда нужно приложить грубую силу, а «удобства» — это ведро в углу. В таких условиях женщине будет крайне тяжело. Всё зависит от конкретного подвижного состава и условий работы.