Как РЖД превратила непопулярные места у туалета в хиты продаж

В плацкартных и купейных вагонах исторически сложилось так, что места в последнем купе, рядом с туалетом, считались самыми нежелательными. Многие пассажиры были готовы скорее занять верхнюю боковую полку где-нибудь в середине состава, чем оказаться в этом «особом» отсеке. Из-за этого билеты туда раскупались в самую последнюю очередь. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась.

В последнее время я все чаще натыкаюсь на утверждения, что разница между местами якобы стерлась. Мол, в современных вагонах благодаря продвинутой вентиляции и звукоизоляции пассажиры у туалета не чувствуют никакого дискомфорта.

На собственном опыте, путешествуя в последних купе разных составов в течение года, я могу сказать: да, условия действительно улучшились. Но идеала нет. Во-первых, звукоизоляция не абсолютна — если естественные звуки и приглушены, то работа насосов и механизмов слышна отлично. Во-вторых, запахи никуда не делись. Это уже не «туалетный» аромат, но довольно резкий химический запах жидкостей, используемых в биотуалетах.

Гениальный ход перевозчика

Но самое интересное — это эволюция в продаже билетов. Похоже, в Федеральной пассажирской компании осознали простую истину: непопулярные места пассажиры берут лишь от безысходности, когда других вариантов уже не осталось.

Я, как и многие другие, скорее отложу поездку или выберу купе, чем соглашусь на верхнюю боковую у туалета. И таких, как я, немало.

Перевозчик сделал гениальный, с точки зрения маркетинга, ход: на самые невостребованные места — верхние боковые и места в последнем купе — стали устраивать масштабные распродажи. Цель — привлечь тех, кто при полной цене либо отказался бы от поездки вовсе, либо выбрал бы более низкий класс обслуживания (например, сидячий вагон), либо вообще пересел на автобус.

Например, с января по март 2020 года верхние места в последнем купе и все верхние боковые полки в вагоне продавались со скидкой в 30% по сравнению со «стандартными» местами. Результат не заставил себя ждать: очень скоро эти «изгои» стали расхватывать в первую очередь.

Во время акций 2019 года я даже сделал несколько скриншотов, чтобы зафиксировать этот парадокс: верхние боковые места исчезали из продажи быстрее всех.

На скриншотах хорошо видно, что в большинстве вагонов обычные верхние и нижние места еще доступны, а вот верхних боковых либо уже нет, либо остались единицы.

Что касается купейных вагонов, то там больших скидок на места 34 и 36 (у туалета) я давно не видел, но в них и без того всегда существует существенная разница в цене между верхними и нижними полками.